3-4 августа в парке Победы будет проходить XV военно-исторический фестиваль «Щит Сибири». Организатор рассказал, зачем люди съезжаются в Омск из разных городов, живут в шатрах, носят костюмы ушедших эпох — и почему это все так интересно зрителям.
— В Сибири это старейший фестиваль. Мы сменили несколько площадок: у Тобольских ворот, на Зеленом острове. Пятый год подряд проводим «Щит Сибири» в парке Победы. Фестиваль имеет свою преемственность: зародился 15 лет назад в молодежной среде, все эти годы его делают одни и те же люди, растут вместе с ним. Традиции, которые сформировались в самом начале, еще живы. С первых лет нам помогает с организацией городской департамент культуры. В этом году мы получили президентский грант — это говорит о том, что значимость нашего мероприятия признали на федеральном уровне.
— Почему именно парк Победы?
— Это уникальное место: переезжаешь через мост, и ты уже в лесу. Ведь парк Победы отличается от других омских парков, это скорее лес. Мы так и зовем его — лес Победы. Уже пять лет подряд мы проводим здесь одноименный субботник, каждый год вывозим по 3 КамАЗа мусора — нам небезразлична эта территория, и за последние годы она стала чище. На поляне, где проходит «Щит Сибири», есть два холма, везде зелень, города не видно, а если включить музыку, то она заглушает шум дороги. Вокруг фестиваля сложилась своя среда зрителей, они приходят семьями. Многих я знаю, они пишут мне заранее, спрашивают, будет ли мероприятие в этом году.
— Сколько ожидается участников на предстоящем «Щите Сибири»?
— Около 150 человек, в том числе из Томска, Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Тюмени, Екатеринбурга. Есть постоянные участники, которые приезжают ради уже знакомой атмосферы «Щита Сибири». Это прежде всего фестиваль друзей, а мы как команда заботимся об артистах, гостях, участниках. Когда люди приезжают к нам, они отдыхают.
— Расскажите о тематике фестиваля.
— Мы позиционируем его как военно-исторический, также его можно назвать фестивалем исторической реконструкции. Мы воссоздаем быт, материальную и духовную культуру исторического прошлого. Такие фестивали бывают мульти- и монокультурами, у нас нечто среднее, отдельные сегменты: представлен период с 9 до 17 века, также есть блок второй мировой войны. Мы не стремимся к тому, чтобы продемонстрировать гостям фестиваля исторической прошлое во всей ретроспективе, каждый участник выбирает интересную для него эпоху. Многие преданы Средневековью: для нас это период легендарный и романтический.
— В чем интерес для участников?
— Для нас это как сказка: мы на несколько дней погружаемся в прошлое. Это своего рода игра, но когда в эту игру играет сто с лишним человек, она становится не только увлекательной, но и весьма правдивой. «Машина времени» вполне реальна, и скоро она заработает. Все, что будет происходить на фестивале — это не музей, не экспозиция, не показное, все наполнено жизнью. В лагере под холмом действительно живут в походных условиях, организуют быт. Существует «час Икс», когда из лагеря убирают весь пластик, все надевают костюмы — и до конца фестиваля частицы современности здесь под запретом. Посторонним в лагере находиться запрещается. Участники привозят с собой целостный комплект исторической одежды. В этом увлечении есть четкая научная составляющая: люди изучают источники, на каждую вещь в комплекте должно быть историческое обоснование. При создании костюма уделяется внимание мелочам, которые для зрителей незаметны — вплоть до сшитого вручную нижнего белья. Порой приходится воспроизводить сложные и неудобные нюансы и детали, но без этого никак: вещи должны быть близки к оригиналу. К примеру, у меня есть комплект на Данию 10 века, который включает шаровары из шерсти. Материал грубый, колется, но я вынужден носить колючие штаны и колючие обмотки. Привыкнуть к этому я так и не смог за много лет.
— Поощряете владельцев лучших костюмов?
— Это один из конкурсов, которые проходят в лагере живой истории. Можно назвать его «богатым» — это касается и разнообразия костюмов, и их стоимости. Можно посмотреть, как ходили в Италии 15 века, в Дании 10 века — своеобразный средневековый показ мод. Кроме того, в лагере проходит латный турнир — это уже не спортивная дисциплина, в нем участвуют представители привилегированного сословия, если так можно выразиться. Это люди, у которых есть полный белый доспех. Он дорогой, больше 100 тысяч рублей. Они сражаются в полной амуниции, а победителя выбирают прекрасные дамы. Еще будет вербовка: германские наемники-пикинеры будут вербовать к себе простых людей, они будут маршировать с пиками длиной в несколько метров. И, наконец, кулинарный конкурс: пять-шесть команд готовят блюда из продуктов, которые использовались столетия назад. Строят печь, пекут в ней хлеб на натуральной закваске, делают коптильню и готовят в ней рыбу. Для наших времен блюда, мягко говоря, нетрадиционные. Потом все это пробует жюри и определяет победителя.
— А если говорить о спортивной составляющей?
— Будет турнир по историческому фехтованию. Приезжают судьи, в том числе главный сертифицированный судья. Сегодня историческое фехтование — это не дворовый спорт, не самодеятельность, это спортивная дисциплина, которая давно заявила о себе в масштабах страны. Есть российский рейтинг, проводятся фестивали и турниры. Для участия в состязаниях нужно иметь адекватный комплект доспешного вооружения, знать правила, тренироваться. В этом году омские команды будут серьезно конкурировать со спортсменами из других городов.
— Зрителей в происходящее вовлекаете?
— Люди и сами смогут прикоснуться к азам фехтования, сразившись на мягкой экипировке — реконструкторы используют такую на тренировках. Фестиваль интерактивный. Грань, которая разделяет зрителей и участников, очень тонкая. Идет сражение на ристалище, зрители стоят рядом, а не наблюдают откуда-то с трибуны. Гости смогут пострелять из лука, примерить доспехи, попробовать себя в кузнечном, гончарном деле.
— Помимо развлекательной функции есть какая-то идеологическая составляющая?
— «Щит Сибири» нельзя считать чисто развлекательным. Наша миссия лежит в области воспитания. Как показать человеку, что такое мужество, отвага, стойкость, воля к победе, а если мы говорим о команде, то и взаимовыручка, сплоченность? Можно снять фильм, написать красивую историю, чтобы попытаться что-то в нем задеть. Но трансформация личности — это сложный процесс, человеку недостаточно просто видеть, ему нужно быть вовлеченным. Мы хотим заинтересовать людей, вытащить из дома, на природу, создать условия, в которых им захочется находиться весь день.
Все, что происходит на фестивале, вызывает живой интерес, прежде всего эмоциональный. К примеру, традиционный элемент «Щита Сибири» — штурм крепости. Она строится на холме, готовится таран, есть ров, мостки, группа, которая отвечает за оборону. Остальные у подножья холма пытаются ее разрушить, по-настоящему, ломая стены. Это сопровождается эмоциями со стороны непосредственных участников и зрителей. Будет много стеночных сходок — это массово, зрелищно. Бои тоже проводятся с полным контактом, это не показательные сражения. Когда это происходит в реальной жизни, зритель понимает, как выглядит воля к победе, честь, верность своим принципам. Поэтому наша «машина времени», иллюстрирующая события далекого прошлого, способна еще и заложить нравственные основы. В первую очередь это касается наших юных гостей, которые в силу возраста очень восприимчивы.
А неподдельные эмоции, рождающие вовлеченность, позволяют поддерживать интерес к истории. Вопрос в том, сохраняем ли мы культурную преемственность тех, кто жил сотни, тысячи лет назад. В истории скрыто много уроков, но они порой забываются. Нужно формировать понимание того, что мы не оторваны от прошлого.
Юлия Ожерельева