Мусорная реформа в Омской области приносит больше горя, чем порядка.
В это утро в администрации Любинского района было не протолкнуться.
Дело в том, что глава района Абай Ракимжанов пригласил на рабочее совещание «по улучшению функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства, включая реализацию требований федерального законодательства об обращении с ТКО» руководство местных УК, депутатский корпус Советов сельских поселений и общественников.
Однако основной «движущей силой» решено было назначить давно признанного эксперта в этой сфере Александра Лихачева.
Учитывая «непростой контингент», наивных вопросов удалось избежать, поэтому спикеры смогли выхватить основной спектр проблем, не концентрируясь на политических ЖКХ-интригах, которых в последнее время уйма, а, так сказать, повернувшись лицом к сельчанам.
Собственно, Лихачев обозначил 4 краеугольных камня, «забивающих» на корню мусорную реформу:
Во-первых, он обозначил проблему неготовности полигонов.
Основной идеей федеральных властей было избавление от так называемых хвостов: тех стихийных свалок, которые регулярно фигурировали в новостях. Однако транспортная составляющая стала столь существенной в сумме тарифа из-за того, что весь мусор стал свозиться на заводы. Однако пока масштабного полигона в Таврическом нет, его возят в Азово. Однако через полтора месяца тот полигон переполнился.
Глава регионального отделения Общества потребителей предрек, что в течение года в отсутствие полигона мусорный коллапс настигнет и другие свалки повсеместно в каждом из районов области, где они организованы, так как их емкость была реально рассчитана на МКД. Пока же установленным нормам соответствует лишь один полигон — называевский, который пришел во временную негодность из-за паводка.
Не менее остро стоит и проблема с сельскими дорогами: у нас довольно-таки невысокая степень асфальтового покрытия в сельской местности. Соответственно, если делать, как предписано, то за краткий срок доступ к деревням и селам окажется перекрыт, ибо многотонные большегрузы буквально не оставят от дорог камня на камне.
Ракимжанов не стал скрывать, что сейчас эта проблема для Любино вышла на первый план и такие перспективы ужасают местное население.
— Зачем мучаете малые населенные пункты? Мы потом проехать не можем, — эмоционально высказался он, обозначив, что выступал за идею не пустить регоператора на подведомственную ему территорию по этой причине.
— С «Экосом» сейчас прорабатываем договоренность о том, что своими силами будем вывозить, чтобы хоть чуть-чуть сохранить дороги, — подытожил он актуальное положение дел.
В свою очередь закономерно встал вопрос о рентабельности каждодневного вывоза с площадок, каждая из которых должна обслуживать всего лишь 3-4 дома (одна площадка на расстоянии не более 100 метров). Как всем административным «миром» рассудили присутствующие, мусоровозы по факту станут тревожить сельское население из-за нескольких тетрапаков.
Таким образом, по словам Лихачева, нормы СанПиНа обновили, но вот ближе к окружающей действительности они не стали.
Тем более отходы жизнедеятельности в Любино не пропадают — многие вполне готовы использовать их для удобрения почвы, а так называемый крупногабаритный мусор, которым зачастую являются ветхие деревяшки и мебель, вполне пойдет на растопку бань. Однако бывают с «крупногабариткой» и казусы. Так, глава одного из поселений сообщил о том, что уже не первый день остро — во всех смыслах — возле одного из домов стоит проблема невывоза отживших свое унитазов. Ответственность на себя принимать никто в данном случае не хочет.
— У нас унитазы на улицах валяются, а мы детей приучаем к красоте, — обреченно заметил глава Любинского района.
Что же касается решения проблемы «затаптывания» путей в деревни и села, то решение есть. Носит она интересное наименование «мешочного сбора», о котором известно и омичам из частного сектора: пакеты наполняются по мере необходимости, после чего спецтранспорт вызывается по факту. Подытожив, Ракимжанов отметил, что обеспокоен тем, что федеральный центр, «сбросив» директиву, не позволил решать проблему на местах, быть может, и эксклюзивным, но вполне действенным методом.
Обозначил фатальное несоответствие закона реальности и Александр Лихачев. Так, людям теперь приходится по суду доказывать, что они не хозяева помойки. Да и, опять же — многих видов отходов он попросту не учитывает, особенно тех, что характерны для села: ЖБО в случаях отсутствия централизованной и отлаженной системы канализационного вывода, порубочного материала, за который ранее отвечали УК.
Закон дает безграмотное определение ТКО. В нем прописано, что это отходы, появившиеся в результате жизнедеятельности в жилом помещении. Если с дерева у дома упадет ветка, то убрать ее будет некому. Вот и лежат пакеты мусорные с субботника месяцами, — прокомментировал актуальную ситуацию Лихачев.
Наконец, он отметил давно назревшую проблему неготовности реестра санплощадок и, собственно, самих объектов, хотя властям всех уровней предлагалось готовится к реформе в этом плане загодя, с 2017 года.
Евгений Куприенко