Этот корабль должен был совершить второй полет. Теперь его надо спасать.
Воспользовавшись подаваемым как историческое для Прииртышья событие российско-казахстанским форумом, власти Омской области могли бы попытаться придать городу культурной уникальности в ее, так сказать, современном, технологическом исполнении.
В Казахстане постепенно разрушается один из пяти лётных экземпляров космического корабля многоразового использования «Буран». Учитывая роль, которую Омск сыграл в этом советском проекте, наши особые отношения с соседним государством и попытки популяризировать среди молодежи инженерную профессию, доставка космического корабля в Омск и установка его в качестве музея в центре города было бы интересным делом, украсившим скучный мегаполис.
Конечно, доставка и реставрация объекта потребуют расходов, но федеральный центр мог бы раскошелиться. Если даже на заведомо спорный пропагандистский проект вроде тематического парка «Россия — моя история» только в бюджете Омской области губернатор Александр Бурков нашел полмиллиарда, и теперь, как и следовало ожидать, музей пустует, то «Буран» мог бы, найдись на него деньги, не только выполнять функцию воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе, к чему стремятся власти, но и стал бы достопримечательностью города, реально привлекающей туристов.
К тому же, так Россия спасла бы от полного уничтожения экземпляр всемирно известного корабля. Да и на фоне скандалов с отсрочками серийного выпуска ракеты «Ангара» в Омске репутация космической отрасли нуждается в «Буране».
Сейчас самый известный прототип «Бурана» установлен на московской ВДНХ. Сотрудник этого музея (до 2015 года здешний экземпляр корабля служил аттракционом в Парке им. Горького) рассказал корреспонденту БК55, что на Байконуре «прототип никому не нужен, там орудуют мародеры». (Московский экземпляр в парке тоже потихоньку ломали, потому и перевезли в другие условия на выставку.)
Всего в мире осталось около дюжины прототипов и макетов легендарного космического корабля. Музейный работник имел в виду так называемое «Изделие 1.02. «Буря». (Рядом с ним находится еще один «Буран», уже в статусе макета, который является собственностью Казахстана.)
Прототип «Буря» скоро, видимо, совсем разрушится. Это неудивительно, если даже главный «Буран», тот который и совершил единственный полет, там, на Байконуре, оказался уничтожен из-за того, что строители не рассчитали крышу здания. Изделие 1.01 «Буран» не выдержало головотяпства рабочих. Оно находилось в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома и было полностью уничтожено при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 12 мая 2002 года.
Согласно справочным ресурсам, «изделие 1.02 «Буря» должно было совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Однако, как известно, этого не произошло, и теперь оно находится на космодроме Байконур и никак не используется.
«В апреле 2007 года, ранее бесхозно валявшийся под открытым небом, корабль был установлен в монтажно-заправочном корпусе, и к нему свободного доступа не имеется», — сообщают в справочных данных.
«Состояние обоих кораблей более чем плачевное. Остекление кабины частично разбито, часть плит термозащиты отсутствует, корабли полностью грязные», — говорят источники.
В ходе 20-минутной экскурсии по «Бурану» на ВДНХ Омск не упоминается ни разу. Между тем, именно на нашем ПО «Полет» тогда было организовано серийное производство ракетных двигателей РД-170 для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Первый двигатель был выпущен в 1983 году.
В общей сложности произведено около 50 агрегатов. В Крутой горке работал испытательный стенд для этих двигателей.