Антимонопольному ведомству предлагается изучить 367 постановление на наличие дискриминационных положений для малого и среднего бизнеса.

Омское УФАС получило от индивидуального предпринимателя Евгения Стручкова официальную жалобу на организацию конкурса по поиску подрядчика на размещение 174 «теплых остановок», объявленного муниципальными властями.

Предприниматель, и он, конечно же, в своем порыве не одинок, обвиняет власти в нарушении процедур антимонопольного законодательства. Проще говоря, конкурс подводится фактически под единственного «поставщика».

Что же заставило его прийти к такому выводу?

Напомним, что до 2019 года право на размещение НТО на остановках, коими по факту и обозначены в документации конкурса теплые остановки, принадлежало предпринимателям из сферы малого и среднего предпринимательства. Однако, теперь, фактически, именно это право будет предоставлено тому, кто сможет соответствовать выдвигаемым властями условиям.

Согласно ранее принятому Постановлению Администрации города Омска № 1812-п от 23.12.2014 г. «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», гарантируется, что торговаться будет каждый лот, — то есть, фактически каждый НТО, допуск к торгам имеет право получить каждый желающий в случае, если он соответствует заданным критериям.

«Максимальный срок права на размещение НТО по договору, заключенному по результатам аукциона, составляет 5 лет для киосков, павильонов, торговых галерей», — также посчитал нужным напомнить предприниматель.

Пока эти и некоторые другие критерии неукоснительно соблюдались, давая право малому бизнесу развиваться, ни о какой конфронтации с властью и речи не могло.

Однако, 16 мая нынешнего года все изменилось. Имя шокировавшей бизнес-сообщество региона бумаги — Постановление Администрации города Омска от 16 мая 2019 года № 367-п «О порядке организации и проведения конкурсов по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска». Согласно ему, путевку в жизнь получило такое понятие как ТОК — торгово-остановочный комплекс. Однако дальнейшее развитие этих самых ТОКов на территории Омска и области, опасается бизнесмен, будет зависеть фактически от одного человека, личность которого уже известна.

Других потенциальных участников попросту дискриминируют, ставя в неравные с ним условия.

К дискриминирующим малый бизнес условиям он относит следующие:

— сознательное укрупнение лота. Напомним, возведение всех 174 объектов должны курироваться одним подрядчиком, ведь все они объединены в 1 лот.

— победителем назовут того, чье предложение будет иметь самый высокий итоговый рейтинг и кому Конкурсная комиссия официально присвоит первый номер.

«Очевидно, что при проведении аукциона единственным критерием определения победителя является цена, тогда как в ходе конкурса Конкурсная комиссия определяет победителя по совокупности критериев, включая предложенную цену лота, лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями оценки Конкурсных предложений и в порядке, который установлен Конкурсной документацией, то есть, на основании достаточно размытых и субъективных факторов», — подчеркивает Стручков.

Предприниматель выдвигает предположение, что в результате такой оценки контракт достанется «своему» человеку.

Администрация же злоупотребляет правом на конкурс. Процедура в нынешнем ее виде утрачивает всяческую прозрачность, гарантией которой, отмечает в жалобе предприниматель, могло бы стать «переформатирование» конкурса в открытый аукцион.

— при объединении 174 ТОК в один лот, задаток, который в сущности гораздо крупнее самой суммы договора (44, 1 млн против 13, 23 млн) впоследствии зачисляется в счет оплаты обязательств, то есть по факту не возвращается. Таким образом, говорить об обеспечении конкуренции в данном случае представляется крайне бесперспективным занятием, ведь малый и средний бизнес попросту не обладает такими средствами, которые можно было бы «вырвать» из оборота при том, что впоследствии необходимо найти еще деньги и на строительство всех объектов.

Кроме того, еще одним важным нарушением, которое было проигнорировано властями, стал тот факт, что необходимо соблюсти следующее условие: «допускается объединение лотов II категории (то есть таких, которые занимают от 100 до 20 тысяч кв. м.)  в один лот, в том случае, если площадь лотов данной категории не превышает 40% от общей площади всех нестационарных торговых объектов в схеме НТО».

В предпринимательской среде города Омска, а также в местных СМИ уже не раз поднималась на поверхность информация о том, что конкурс для размещения ТОК на остановках местного публичного транспорта готовится под конкретного предпринимателя из Екатеринбурга — бизнесмена, готового поглотить полностью мелкий бизнес Омска в этой сфере, в руках которого сосредоточена солидная финансовая и властная поддержка, — подытоживает Стручков.

В конечном счете, УФАС предлагается изучить само 367-е постановление на наличие дискриминационных положений для малого и среднего бизнеса.

Позиция субъекта малого предпринимательства такова, что объединение в один лот более двух-трех ТОК недопустимо.

Евгений Куприенко