Точнее, на процедурал, ведущий к их появлению.

Сегодня на площадке РЦСО состоялось очередное заседание Союза организаций торговли Омской области.

В качестве докладчиков ныне проявляли себя уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко. Со своеобразным ответным словом выступил представитель в очередной раз «расстреливаемой» на заседании горадминистрации, замдиректора департамента городской экономической политики Михаил Щелконогов.

Изначально в повестке были обозначены два пункта: своеобразный годовой отчет от Герасименко, а также обсуждение федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и местных поправок к нему. Тем не менее уже в своем предварительном слове президент СОТОО Борис Сватков обозначил основной вектор обсуждения — так называемые «по-народному» «теплые остановки».

Напомним, чуть раньше стало известно, что конкурсным процедурам на право возведения этих объектов все-таки быть. Однако, кто в них будет участвовать, задавались вопросом фактически все присутствующие. Кто-то уже обреченно помалкивал, кто-то, напротив, злился и грозил мерами воздействия — прокурорскими проверками, а также общением с уполномоченным Герасименко (который, правда, подчеркнул, что конкурс «приурочили» к периоду, когда он фактически не может оказать деятельную помощь — грядет процедура переназначения).

Сватков поначалу аккуратно подчеркнул, что власти, в общем-то, постарались «снабдить» горожан приемлемым транспортом, который на эти самые остановки будет прибывать. В остальном же относительно грядущего крупного проекта все крайне неспокойно, «бурляще» и спорно.

Соответственно, после небольшой самопрезентации Герасименко, который подчеркнул свою роль как «не столько чиновника, сколько медиатора в отношениях субъектов предпринимательской деятельности и властей», приступили к спорам.

Несколько особо инициативных противников складывающейся системы, при которой лоты подготавливаются фактически под одного «того самого, порушившего систему торговли прессой», предпринимателя, посчитали нужным спросить мнения самого Герасименко, которое он благодушно предпочел прямо не высказывать, а также официально — в устной форме — обратиться в прокуратуру для проверки законности подобной организации процедуры.

Подчеркнем, продуктивного разговора ныне не состоялось: мэрия не пойдет на попятную (тем более учитывая, что конкурс уже пытались свернуть), заявил Щелконогов. Тем не менее, с предложениями к нему не преминули обратиться многие из присутствующих: индивидуальный предприниматель Евгений Стручков, в частности отметил:

«Нужен аукцион, но не конкурс, чтобы можно было разыграть одну остановку», — и был поддержан.

Тем не менее, пытаясь вернуть собравшихся в созидательное русло, Сватков заметил, что пора подумать о «самом главном — работниках киосков».

«Реформы не должны оставлять за бортом простых омичей, продавцов», — отметил он.

Озвучил несколько принципиально важных для оценки ситуации, в которой на фоне укрупнения лотов оказался омский малый и средний бизнес, владелец тех самых злополучных киосков с прессой Алексей Бобошко. Он сказал, что в нашем регионе лишь 12 процентов населения могут претендовать на звание субъекта малого бизнеса.

«Наше законодательство далеко не совершенно: декларируется одно, а на деле получается другое», — заметил предприниматель, подчеркнув, что подчас компромисс власти и бизнесу удается найти при варианте так называемых «бизнес-обычаев», которые законом могут быть и не продиктованы.

Тем не менее все предложения представитель горадминистрации отсекал предельно жестко:

«Вспомним 2015 год, когда возник запрос передать контроль НТО округам. Прошло 4 года, и я считаю, что в положительную сторону ничего не изменилось», — заявил замдиректора экономической политики администрации города Омска, озвучив показательный, на его взгляд, пример с киосками у ж/д вокзала: администрация пошла на уступки бизнесу, представившему «красивый» проект, в итоге же там оказалось «что у кого было», таким образом, все вернулось на круги своя.

Чиновник также напомнил, что вопрос о теплых остановках обсуждался, что называется, всем миром в 2018 году. Мощного потока жалоб на неправомерность подобного проекта мэрия тогда не получила. В конечном счете он популярно разъяснил предпринимателям в сфере торговли некоторые принципиально важные аспекты. Так, прежде всего он напомнил, что проект изначально предпринимателям не предлагался, а был нацелен на финансирование из городского бюджета, однако взвесив объемы вложений, в мэрии пошли иным путем — обратились к предпринимательскому сообществу. На ранних этапах прорабатывался вариант концессии, однако позже пошли по пути упрощения. В итоге остановки трансформировались на бумаге в пресловутые НТО, хотя фактически должны относиться к ведению дорожного хозяйства.

Что касается проблемы дробления лотов, то она не стоит. Причиной тому — декларируемое однообразие: каждая из 175 теплых остановок должна быть идентична всем остальным.

«Мы первопроходцы в этой системе объединения лотов в России. Возможно, после проведения основного конкурса будут и единичные лоты», — отметил Щелконогов.

В свою очередь, последней надеждой для бизнес-сообщества, которое по большей части не может себе позволить участия в конкурсе с залогом почти в 40 миллионов, явилась небольшая неточность, закравшаяся в официальную документацию мэрии: вместо декларируемых федеральным законом № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность от общего количества нестационарных торговых объектов», в нашем местном варианте документа значится расчет по площадям. В итоге необходимых расчетов проведено не было. Будет ли постановление горадминистрации № 812, которым все эти процессы регламентируются, в итоге признано неправомерным, на что теперь уповает фактически весь малый бизнес Омска, пока остается загадкой.

Евгений Куприенко