Депутат Омского городского совета озвучил свой вариант реформы обращения с отходами: менее болезненный для кошелька граждан и более экологичный.
— В комментариях к моим выступлениям в прессе, которые я регулярно просматриваю, меня часто обвиняют в том, что я не вношу предложений и поправок в так называемую «мусорную» реформу. Ну что ж, представлю вашему вниманию разбор моих предложений.
Начнём по-порядку. Когда в 2016 году комиссия при РЭК Омской области приступила к подсчету нормы генерации ТКО, этот процесс правительство должно было тщательно контролировать. Но, вопреки здравому смыслу, контроль был недостаточный. Насколько я помню, в одном из протоколов заседания комиссии при РЭК было четко написано, что Сергей Фролов (в тот момент директор департамента городского хозяйства мэрии Омска) недисциплинированно и безответственно исполняет свои обязанности и никак не предоставит комиссии выборку объектов для проведения исследования.
В выборку объектов для проведения исследования попало, например, ООО «Легенда», чей магазин располагается на территории моего округа. Там круглосуточно, с нарушением закона, торгуют алкоголем. Окрестные «сознательные» люди поставили диван прямо перед входом этого «очага культуры», некоторое прямо там и живут и, конечно, генерируют отходы. Это одно из самых злачных мест на территории моего округа, и именно оно попало в выборку как образец магазина для определения норматива генерации ТКО. А сейчас что поделать? В 2016 году Фролов отнесся к своим обязанностям наплевательским образом, а сейчас на перерасчёт нормативов нужен целый год.
Идём дальше. Когда правительство писало техническое задание для регионального оператора, кто стоял за плечом у авторов и заставил увязать процент переработки ТКО с системой балльной оценки претендентов? Кто заложил в техзадание банковские гарантии свыше миллиарда рублей?
В общих словах, кто извратил условия конкурса таким образом, что местные компании не могли участвовать в тендере? Сотрудники правительства?
Между прочим, УФАС несколько раз оспаривало условия конкурса, и эти «звоночки» нужно было заметить другим органам власти. Но всех, как и Фролова, всё устраивало. Что в итоге получили? Невыполняемые обязательства по 70% переработке ТКО. Дальше ещё интереснее.
Выбирая перевозчиков ТКО через тендер, Омскую область как территорию, на которой нужно осуществлять вывоз мусора, умудрились разделить всего на 3 лота: север, юг и Омск с Омским районом. И условия участия в конкурсе установили такие, что вообще никто на него не заявился. В итоге договоры на перевозку мусора заключили без конкурса. Только мне кажется, что вся история с конкурсом шита белыми нитками? Конкурс подготовили так, что никто принципиально заявиться не смог. Потом, пользуясь пунктом в договоре, подписали договоры с теми, с кем хотели, и по какой хотели цене.
Тюрьма по таким бизнесменам плачет, но у нас же в Омске правоохранительные органы заняты посадкой людей за репосты и им некогда отвлекаться.
Следующим этапом начали подготавливать площадки для сбора ТКО. Заложили в бюджет на эти цели аж 300 миллионов рублей на всю область. И что в итоге?
Ниже предлагаю посмотреть спутниковые снимки некоторых микрорайонов города, где точки сбора ТКО уже расставлены. На одном из фото указано место, где живет мэр нашего города. Специально не буду называть адрес, попрошу вас найти это место по фото самостоятельно. Не думаю, что будет сложно.
Спрашивается, кто мешал нормально расставить санитарные площадки? Наш мэр часто появляется на публичных мероприятиях, вот когда увидите её, спросите, куда будут выносить мусор люди, живущие в домах, рядом с которыми нет санитарных площадок (см. фото)?
(остальные фото — в галерее — прим. ред.)
О полигонах. Есть места в Омской области, где преобладающее направление ветра не в сторону города и небольших населенных пунктов. Там можно построить всё, что хочется, и документы правильно оформить, и с властями согласовать, и недовольных не так много будет. Кто мешает? Считаю, мешает жадность. Везти отходы в Старый Кировск ближе, там уже сети протянуты, рядом рабочая сила есть, недорогая. За Красноярским трактом, в районе завода «Полиом», то же самое. И ничего, что на пресс-конференции в «МКР-Медиа» экологи заявляли, что вонь в округе будет страшная. Ну не им же там жить рядом и дышать всей этой гадостью, они свои деньги считают. Кто им разрешил так себя вести? Правительство — вот там крайних и советую искать.
Дальше давайте по тарифу. Если неотапливаемый, криво сваренный, с несколькими конвейерами ангар в Старом Кировске оценили по смете в 310 миллионов рублей, то готовьтесь, омичи, что когда регоператор выйдет на «большую дорогу», он для достижения даже 30% переработки нарисует такие затраты, о которых в приличном обществе лучше не говорить. Вот тогда «посмеёмся» вместе, когда они в РЭК с честными глазами понесут обоснования на тариф в 300-500 рублей на человека. А кто должен их проверять?
В целом, если в правительстве сидят адекватные люди, то они должны понимать, что 86% переработки ТКО, которые РЭК оператор пообещал на пресс-конференции в «МКР-Медиа», для России просто нереальны. По крайней мере в ближайшие лет 100. Любой, кто заявляет обратное, просто шарлатан, который не отвечает за свои слова. Даже если ООО «Магнит» решит повысить процент переработки до уровня, скажем, Англии с её 60-65%, то им придётся собирать с населения не менее 1000 рублей с человека в месяц, чтобы окупить затраты на высокотехнологичные заводы. А нам это надо?
Перейдём, наконец, к советам.
Правительству области сначала нужно было подготовиться к началу мусорной реформы. Утвердить адекватные нормативы генерации ТКО, заранее подыскать места для полигонов в области, и несколько вариантов иметь в запасе на всякий случай. Участки земли зарезервировать, не миллиард потратить. Потом, к старту реформы, надо было точки сбора ТКО распределить по городу равномерно, чтобы не было дыр как на фото. Ёмкость площадок надо тоже варьировать, а то получится как на фото. Логистику сбора надо просчитывать, учитывая реалии, а не идеи фикс людей, не бывавших в области и не знающих сельской жизни.
Ну кто будет из глухой деревни каждые три дня вывозить мусор, если дорога туда весной совсем разбита и мусоровоз по ней не пройдёт?
Технические задания для конкурсов — вообще вопрос отдельный. Пока писавших их людей не посадят, буду считать, что наше правительство покрывает этих лиц и тем самым ставит себя с ними в один ряд. Например, в условиях конкурса можно было разделить Омскую область на лоты и определить несколько операторов, которые решали бы проблемы локально и делали это намного тщательнее. На мой взгляд, их должно быть четыре. Два-три из них могли бы быть местные, и задействовали бы свои уже имеющиеся мощности. Также зашла бы на этот рынок какая-нибудь иногородняя компания и конкуренция была бы обеспечена. Процент переработки могли бы задать в 20-30%, сейчас-то он всего 4-7%.
Если прогуляться по городу, то урн практически нет. Наши идеологические противники американцы давным-давно просчитали расстояние, в течение которого человек пронесет в руках мусор, чтобы его куда попало не выкинуть. По их расчетам, это расстояние не более 100 метров. Где, даже в центре Омска, урны хотя бы через каждые 100 метров? А в Диснейленде, в США, между прочим, урны стоят, чтобы чище было, через каждые 20-30 метров.
Провал мусорной реформы неизбежен, так как всё, за что берутся наши чиновники, выходит у них ужасно, если не сказать ещё хуже. Куда мы идём? Верхи уже не могут даже мусор вывезти как положено, а население не хочет за это платить из своих небольших доходов.