Студенты «Сибирского института бизнеса и информационных технологий» оказались посвящены в тонкости выборных кампаний.
Сегодня на базе «Сибирского института бизнеса и информационных технологий» в рамках дискуссионной площадки «Диалог на равных» своим опытом поделился председатель Омской областной избирательной комиссии Алексей Нестеренко.
Примечательно, что в торжественно украшенный стульями в стиле «ампир» забились послушать опытного «счетовода» гости и из других ВУЗов. Однако они были встречены вопросом в лоб (по большей части спикер излагал то, на чем «собаку съел» именно в таком, «лобовом» формате) — а не произошло ли «фальсификации» студенческой явки. Собрание в дальнейшем пошло по пути признаний и профоткровений опытного специалиста. Начал он с высказывания о том, что система избиркома построена на «плечах» самоучек, к которым нескромно причислил и самого себя.
Вспомнив основные вехи собственной карьеры — с 1994 года приглашен в неофициальном статусе в Омскую городскую избирательную комиссию, а уже с 1996 — в качестве председателя Омской городской избирательной комиссии. Поворотным для себя, а также истории страны, годом Нестеренко назвал 1985.
«Мы ездили по деревням, в коровниках читали лекции о новой жизни», — с теплотой вспомнил 60-летний мужчина о годах расцвета.
Однако основной темой встречи стали «Чистые выборы сегодня и завтра». Дальнейшая беседа, которая оформилась фактически в формат «одна большая длинная песня про…», вертелась вокруг понятия фальсификации. Так, на чем свет стоит ругал он подход СМИ к проблеме вбросов — по его актуальному опыту совершенно надуманной в том виде, что представлена сейчас.
«На Западе говорят о фальсификации в мозгах», — озвучил он реально существующую проблему, проиллюстрировав примером из электоральной системы Европы, где за предвыборные фейки карают по закону.
Наш же подход привел к невообразимому: начинающие «выборщики» не считают нужным идти голосовать, уже «заразившись» стойким неверием в систему подсчета голосов. Наглядно показав, что «вбросы» в урну попросту не актуальны, ибо невозможны при технологических новшествах XXI столетия («нет возможности заехать по пути в лесочек и изменить результаты»), он напомнил, что подобные предположения исходят прежде всего от утратившей власть компартии, которая таким образом и отвлекает внимание общественности от реальных «вбросов» — информационных.
Тем не менее на молодежь, особенно присутствующую как интеллектуальную элиту, он возлагает надежды: уж им-то не так просто будет заморочить голову, а значит, пассивное «брюзжание на кухне» о том, что «все уже давно за нас решили», канет в Лету.
С другой стороны, однажды обжегшись на таком «молоке», россияне рискуют «перебдеть», награждая проверяющих всех уровней неврозами в из-за тотальнейшего контроля.
«У нас настолько подробные правила, что не ошибиться практически нереально. Любое движение в неверном направлении, в свою очередь, рождает кривотолки».
Ничуть не стесняясь, в ответ на вопрос из аудитории глава областного ЦИК высказал свое мнение относительно состояния демократии: «Демократы сами же развалились. У нас 54 партии, и только две из них коммунистические», — просветил юнцов маститый Нестеренко, таким образом показав, что их борьба за правое дело не состоится из-за надуманных расхождений во взглядах.
Не менее эмоционально и безапелляционно прокомментировал Нестеренко варианты способов борьбы населения с ментальными вбросами:
«Тягу к халяве нужно в себе убивать. Ты понимаешь, что тебе врут, но «а вдруг». <…> Без головы — никак».
Наконец, обнародовал председатель Омской областной избирательной комиссии «направление движения» ЦИК: там прорабатывают идею максимального вовлечения народных масс в процесс голосования, что может вылиться в итоге в устремление к «интернет-выборам». К такой идее у нас еще только подступаются.
Подытожив, высокий гость дискуссионной площадки подчеркнул, что ничего важней избирательной системы для государства еще не придумали.