5 апреля Омский государственный музыкальный театр представит зрителям проект «Четыре сезона для оперы. Весна». Любители искусства смогут насладиться произведениями Н.А. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ж. Массне, П. И. Чайковского и многих других. А сегодня, 3 апреля, свой 55-летний юбилей отмечает режиссер-постановщик, идейный вдохновитель проекта, заслуженная артистка России Татьяна Боброва. В интервью с нашим корреспондентом она рассказала, как оперная певица по образованию стала режиссером, тяжело ли работать с актерами и как это, когда муж и жена работают вместе.

— Вы закончили Уральскую государственную консерваторию, затем переехали в Омск и стали солисткой музтеатра. А потом уже  стали режиссером. Почему решили сменить направление?

— Тут уже не я, а сама судьба решила. Это был 2006 год, так получилось, что некоторые спектакли, которые я хорошо знала, которые были поставлены моим любимым режиссером, остались без надзора. Тогда я взяла их под свое крыло, и как-то так получаться стало. И потом Борис Львович Ротберг меня вызвал к себе в кабинет и говорит: «Нам нужен спектакль ко Дню Победы, вот тебе пьеса — ставь». И с перепугу я придумала новую форму для этого театра, разместив зрителей на сцене. Поставила музыкальную драму по шикарному материалу «Ромео, Джульетта и тьма» Яна Отченашека. Вот так как-то создали, все сложилось. Он до сих пор в репертуаре, зрители и артисты его очень любят. 
Потом Борис Львович пять лет подряд отправлял меня учиться на лаборатории режиссеров оперных театров под руководством Ольги Ивановой в Москву. Там было собрание самых выдающихся режиссеров современности. Это мастер-классы, разбор спектаклей, лекции ведущих музыковедов, техники различные, работа с актерами и прочее, прочее. Это была очень полезная школа.

— Встречались ли вам люди, повлиявшие на вас в профессиональной сфере?

— Меня всю жизнь окружали талантливые, очень хорошие люди, я благодарна судьбе за это. Это был, например, мой самый первый учитель актерского мастерства Дариан Дралюк. Он просто гениальный режиссер. В консерватории у меня были прекрасные педагоги и по специальности, и по актерскому мастерству. У каждого актера есть свой режиссер, с которым происходит полное взаимопонимание. Для меня таким оказался Кирилл Савельевич Стрежнев.

— Какие эмоции вы испытывали, когда ставили свой первый спектакль как режиссер?

— Это всегда страшно, с другой стороны, если бояться, то надо уходить из профессии. Искусство развивается и двигается вперед только благодаря смелым людям, которые не боятся и не делают все по шаблонам, а умеют рисковать и пытаться сделать что-то новое.

— То есть режиссер обязательно должен рисковать?

— Обязательно! Конечно, есть режиссеры, которые «не, не буду ничего мудрить, изобретать велосипед, поставлю, как было уже 100 раз, и все». Я считаю, что режиссер просто обязан искать что-то новое, и у него должна быть своя тема, вопросы, которые его волнуют — от чего мне горько, а что меня веселит — это и нужно рассказывать.

— Сложно ли установить контакт с актерами?

— С этим проблем нет. Я сама актриса. Когда еще работала ассистентом режиссера, если происходило непонимание в задачах между режиссером и актерами, всегда говорила: «Скажите мне, я переводчик с режиссерского на актерский, я легче договорюсь». Я понимаю, что человек испытывает, когда он поет, не перегружу его никогда. Я их всех люблю, потому что это дети. Да, они сложные, капризные порой, но разве детей можно не любить?

— А вы сами часто ходите в театр как зритель?

— Не так часто, как хотелось бы. Но я всегда стараюсь отслеживать, что ставится в мире, чтобы быть в курсе, куда движется оперная режиссура. 

— Есть ли постановки, которые «зацепили» вас?

— На нынешней «Золотой маске» я посмотрела «Три толстяка» Андрея Могучего, эмоций куча. Очень интересный спектакль, я просто не отрываясь смотрела. Вообще люблю оперу и мюзикл, я не очень люблю оперетту, хоть и честно служила ей 25 лет. Я не понимаю, как она должна развиваться. Для меня этот жанр какой-то консервативный. 

— Что для вас ваш проект «Четыре сезона для оперы»?

— Мы создали его с приходом Нэлли Александровны. Опера — это моя мечта, я консерваторию окончила как оперная певица, это моя специальность. Я давно мечтала соприкоснуться с оперным жанром как режиссер, и в проекте получилось, что я воплотила свои мечты, а сам он оказался посвящен не спетым мечтам наших солистов. То 
есть кто что хотел спеть, но не было возможности, теперь ее получили. Зима, весна, осень у нас уже сделаны. Осталось лето. 

— Ваш супруг тоже работает в театре. Когда партнер из той же области — здесь больше плюсов или минусов?

— Больше плюсов. Если человек может вскочить ночью с идеей и бежать ее записывать — ну как партнер из другой профессии это поймет? Причем роль этого человека мы с мужем по очереди передаем друг другу, мы оба такие. У нас в театре много семейных пар, и абсолютно все согласны, что понять все нюансы может только человек, находящийся внутри этой профессии. 

— Сейчас в искусстве набирает популярность жанр перформанса. Как вы относитесь к нему?

— Я думаю, это интересное направление, но всегда предпочитаю качество. Если это сделано классно, качественно, интересно, то почему бы и нет? А так, лишь бы халтурку какую-то сделать — то это не искусство. Я перфекционист в этом смысле.

— Что пожелаете в свой юбилей сами себе?

— Хорошей и интересной работы, совершить то, о чем мечтаю. Доставить удовольствие людям хорошими, яркими постановками!