Директор творческого объединения «Сказ» рассказал о проекте, на реализацию которого Центру интеллектуального и творческого развития «Ноосфера» был выделен грант в размере почти полумиллиона рублей. Проект нацелен на то, чтобы «заразить» омичей любовью к истории родного города.

— Юрий Евгеньевич, диорама, которая создается в рамках проекта «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш», для вас уже вторая. Расскажите о вашем первом опыте и о результатах той работы.

— Наша первая диорама была посвящена столетней годовщине Марьяновских боев. Она мобильная, поездила по региону, в общей сложности с ней познакомилось около 8000 человек. Демонстрация сопровождается показом небольшого документального фильма о соответствующих событиях, мы стараемся провести экскурс в историю. У нас был случай в Ростовке: после того, как мы приезжали к ним с демонстрацией, нам рассказали, что дети в местных школах говорят только о Марьяновских боях. Мы сделали вывод, что диорама — это потрясающий инструмент для того, чтобы в простой, доступной и запоминающейся форме доносить до школьников, да и до взрослых тоже, кусочки истории родного края.

— Как, по-вашему, обстоят дела у современных школьников со знанием истории?

— Существует большая проблема: в школах сократили курс истории, почти отсутствует краеведение. Это приводит к тому, что современные дети не представляют себе историю родного города, те важные исторические события, сформировавшие ту среду, в которой мы живем сейчас. Они воспринимают эту среду как данность, не задумываясь об истоках. В этом плане у нас не все хорошо с детским менталитетом. И мы своей деятельностью, созданием исторических и краеведческих проектов, стараемся, насколько это возможно, выполнять определенную миссию. На мой взгляд, хороший девиз: «Нельзя любить то, чего не знаешь». Мы отвечаем за первую ступень: воспитываем это знание. Мы стараемся детям рассказывать о ярких, даже героических страницах нашей истории, и дети волей-неволей начинают этими событиями гордиться. И, кстати, мы всегда даем задание детям: скачать документальные фильмы, которые мы демонстрируем им, и показать родителям. Пусть будет как можно больше зрителей.

— Почему на создание второй диорамы вас вдохновил именно железнодорожный мост через Иртыш?

— Наша первая диорама дала толчок появлению второй. В ходе демонстрации мы поняли, что даже жители станционных пунктов — Марьяновка, Лузино — не в состоянии ответить на вопрос, что это за железная дорога, которая проходит через их поселки. Транссиб, Великий Сибирский путь — задавая вопросы, мы использовали разные формулировки, пытались нащупать, насколько глубока пропасть незнания. Многим юным жителям региона эти слова незнакомы. Поэтому мы решили, что следующая диорама должна показать детям, какую роль в жизни нашего города и Российской империи сыграло строительство этого глобального проекта конца 19 века.

— Какие факты из истории моста вас особенно поразили?

— Открытием для меня было почти все, поэтому вся экскурсия, которой обязательно будет сопровождаться показ диорамы после ее завершения, состоит из маленьких сенсаций. Сейчас я представляю себе, как ведут себя мостовые опоры, как проходит сборка конструкции. Вслушайтесь в цифру: в омский мост было вбито 350 тысяч заклепок! Сварки не было, в основном все соединения были заклепочные.

— Сколько человек работает над диорамой и когда примерно она будет готова?

— Диораму, посвященную Марьяновскому бою, мы собирали почти 9 месяцев, работали вчетвером. Сейчас мы трудимся над макетом втроем. Стоит отметить, что здесь работы примерно втрое меньше, чем в прошлый раз. Пока степень готовности — 35-40%. По поводу сроков — мы предполагали, что должны закончить все до Дня города, когда у нас будет трехдневная открытая экскурсия, которую посетит не менее 15 тысяч человек, но теперь нас, возможно, переориентируют на Ночь музеев, которая состоится уже в мае. Мы будем стараться успеть, но не всё зависит от нас. К примеру, мы ждем паровоз, который сейчас находится в процессе доставки. Паровоз немецкий, ему еще предстоит превращение в нашу «овечку» (паровоз серии «о»). Немецкий паровоз на нашу «овечку» не похож. Это все равно, что афроамериканца великовозрастного привезти и сказать: «Мужик, ты будешь играть маленькую белокурую девочку-балерину». Аналогия примерно такая. Умельцы режут, пилят, убирают лишнее, добавляют детали…

— Расскажите о снимке, который вы взяли за образец для диорамы. Сложно ли соответствовать оригиналу?

— Это снимок Буланже, он сделан в марте 1896 года, мы видим на фото подтаявший снег. Конечно, далеко не все можно понять по этой фотографии. К примеру, насыпь: это просто глина или с чем-то? Мы теперь большие друзья железной дороги, музейных специалистов, обращаемся к ним за информацией, но не все они могут сказать нам однозначно. Документов очень мало. В некоторых случаях приходится импровизировать, но вся импровизация направлена на то, чтобы зрелищность подачи материала только выиграла. На фотографии трудно разобрать, во что одеты члены комиссии — они выглядят просто как черные силуэты, и увеличение снимка не особо помогло. Было холодно, ветреная погода. На них какие-то шинельки, пальто, тулупчики, деталей не видно… Приходится искать, как выглядел русский костюм, служивое сословие. Хочется воспроизвести детально, без исторических огрехов. И о мостостроении в годы российской империи информации мало, только что-то общее, схематичное. Так что каждый день решаем квесты, ребусы, задачки, каждый день какие-то открытия происходят.

— А где вы будете брать фигурки?

— Это происходит так: покупается набор кого-нибудь. Например, если нужны чиновники с бакенбардами, мы понимаем, что их нигде не купить. К тому же, нам нужно, чтоб поза соответствовала снимку. Я беру кусачки, крошу фигуркам ноги, руки, а потом их собираю. Например, мне нужно, чтобы фигурка показывала пальцем или чесала репу — я делаю нужную позу. Получается такой страшненький уродик. Но есть специальный материал, который позволяет залепить все безобразные дырки, мастикой заштукатурить. Иногда фигуркам приходится добавлять объема, потому что их создатели почему-то не задумываются сделать чуть потолще человека, если на нем верхняя одежда — он будет таким же тощим, как и его более легко одетый собрат. То, чего недостает, мы вылепливаем. А еще покраска — как минимум в 13 подходов, каждый по 5 минут. В диораме, посвященной Марьяновским боям, у нас было 240 фигур! Вот и представьте, сколько чистого времени нужно провести художнику, ломая глазки, над солдатиками в масштабе 1:35. В этой диораме будет около 55-70 фигур, в первоначальном виде они стоят около 120-450 рублей, а в покрашенном их можно оценить уже в 1500-1600 рублей за штуку.

— А в целом для диорамы какие материалы вы используете?

— Можно перечислять долго: различные краски, osb, алюминиевый уголок, полиплекс, панели МДФ, самоклейка, ПВА, перемешанный с песком разных фракций, пластик ПВХ, картон переплетный, палочки от мороженого, карандаши, спички, зубочистки… Роль пожухлой растительности, которая будет торчать из-под снега, сыграют отрезанные кусочки малярных кистей. Еще существует проблема заклепок, которые физически получить очень сложно, моделисты кропотливо создают их по штучке… Мне предстоит частично повторить подвиг клепальщиков, которые работали на строительстве моста: как минимум 400 заклепок у нас здесь будет. Нам ведь нужно, чтобы все выглядело естественно. Чтобы дети посмотрели и сказали: «Даже заклепочки есть».

Юлия Ожерельева