Стало известно, в какой области горожане чаще всего пытаются отстоять свои потребительские права.
Как рассказала на сегодняшней пресс-конференции начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Ольга Екимова, в 2018 году было подано 2911 письменных обращений, в которых жители региона пожаловались на нарушение их прав как потребителей. Это почти на 500 обращений больше, чем в 2017 году.
При этом, как отмечает эксперт, не каждое обращение становится поводом для назначения проверки. Она будет организована только в том случае, если покупателем был соблюден претензионный порядок. Первоначально клиент должен обратиться с претензией к продавцу, и если она не была удовлетворена, тогда уже он может обращаться в административный орган. То же самое касается и проведения контрольной закупки, которая необходима в случае, если в торговой точке как-то нарушили права покупателя: обвесили, обсчитали, не предоставили возможность для безналичного расчета и др.
Одно из направлений деятельности Управления — отстаивание интересов потребителей в суде. Так, в 2018 году в защиту граждан было подано 137 исков. Из них 105 касались неопределенного круга потребителей, остальные — конкретных людей. Так, за помощью в Роспотребнадзор обратились клиенты печально известной организации «Натали турс», которые остались без заветных путешествий и хотели вернуть хотя бы часть потраченных денег.
Что касается структуры жалоб, в основном жители региона недовольны тем, как оказываются услуги — это 64% обращений. На первом месте здесь ЖКХ, далее — услуги связи, затем — финансовые услуги (в частности, связанные с предоставлением кредитов) и, наконец, бытовые (работа химчисток, ателье и др.) Остальные 36% жалоб касаются непосредственно торговли, в том числе торговли через интернет: в последнее время всемирная паутина стала крайне заманчивой площадкой для мошенников, и в 2018 году количество посвященных этому обращений выросло.
Своей статистикой поделился председатель Омского союза потребителей «Щит» Евгений Рабинович. «Мы не государственная служба, а общественная организация, поэтому нам жалуются на все», — отметил спикер. По его словам, чаще всего в «Щит» обращаются люди, которые «обожглись» на покупке смартфонов.
— Основная беда телефонов — очень слабые батарейки. Приходится разбираться. Очень плохо ведут себя фирмы при обмене или возврате денег, — отметил Евгений Рабинович.
Кстати, в Роспотребнадзоре рассказали о печальном случае, когда омич думал, что приобрел в салоне связи знаменитый «яблочный» телефон. Однако, как выяснилось, он выложил 90 тысяч рублей за… пустую коробку.
На втором месте — жалобы на ЖКХ. По словам Евгения Рабиновича, омичи зачастую недовольны тем, как УК выполняют свои обязательства. По мнению председателя союза «Щит», жалобы небезосновательны: в этой нише в России процветает коррупция, и «каждый старается вытащить деньги из кармана жильца».
Наконец, третье место по популярности захватили пластиковые окна. Это происходит, в частности, из-за фирм-однодневок, которые оказали услуги, а затем исчезли с рынка, оставив потребителей наедине с промерзающим, а то и вовсе разваливающимися окнами.
Также печальны случаи, когда омичи жалуются на качество ветеринарных услуг. При этом горожане запрашивают немалую сумму ущерба — так, для примера была названа цифра в 150 тысяч рублей. Дело в том, что некоторые горе-ветеринары губили своим непрофессионализмом породистых собак, которые некогда обошлись своим хозяевам в кругленькую сумму…