История с банкротством клуба ещё далеко не закончена.
В редакцию БК55 обратился представитель группы бывших сотрудников женского волейбольного клуба «Омичка», расформированного в 2016 году еще при губернаторе Назарове. На условиях анонимности, он согласился рассказать скандальные подробности истории ликвидации команды, которая может аукнуться правительству Буркова судебным иском на 100 млн рублей.
Владимир Шумаков
Напомним, перед началом сезона-2015/16 губернатор Виктор Назаров объявил о прекращении финансирования волейбольных «кошек». К тому времени частных спонсоров у «кошек» уже не было - они ушли ещё до замены основателя команды Владимира Шумакова в 2012 году на исполнительного директора Ярослава Ворожко.
Ярослав Ворожко
Финансирование волейбойной команды осуществлялось из областного бюджета, а сама «Омичка» была структурным подразделением минспорта, т. е. бюджетной организацией. И в тот момент деньги на команду министерство проводило через областной Центр спортивной подготовки.
Нарушения закона в этом вроде бы не было, зато ситуация имела нежелательные последствия...
Дмитрий и Ольга Крикорьянцы
В декабре 2015 года «тонущий корабль» возглавила в качестве генерального директора Ольга Крикорьянц – супруга тогдашнего областного замминистра Дмитрия Крикорьянца. На момент её прихода в команду зарплату сотрудникам и игрокам не платили уже два месяца. Причём задержка шла вплоть до мая 2016 года: до конца игрового сезона. А потом министр спорта Константин Подбельский собрал команду и объявил: всем спасибо за работу и... до свидания. Сохранилась видеозапись об этом.
Константин Подбельский
«Называлась сумма, пущенная на это. И вообще они предполагали сохранять клуб и развивать его. Но потом всё резко поменялось – при смене министра. Выделенные деньги – более 60 миллионов – не дошли – на выездные матчи в чемпионате России они, конечно, расходовались, без этого никак, причём на них давали наличными, а вот зарплата «зависла». На выезды ушло примерно 10 миллионов. В феврале-марте арестовали счета. Закончилось это тем, что была введена процедура банкротства, она продолжается и сейчас», – рассказал источник.
Куда пропали деньги на зарплату и почему – неизвестно и непонятно. Известно, что процедура банкротства сейчас приостановлена, поскольку нет денег на долгов по зарплате: где-то 10 млн рублей.
Что касается тогдашних увольнений, то сначала "ушли" восемь человек: юриста, кадровиков, двух бухгалтеров и начальника. Затем уволили представителей административного блока: генерального менеджера и других. Опытные игроки уехали, вместо них в январе 2017-го стала играть молодёжь, вчерашние дублёры. Логистику и организационную работу полностью взяло на себя министерство.
«Где деньги? Они прошли через министерство спорта. Арбитражный управляющий Евгений Борисов, вместо того, чтобы начать рассчитаться по зарплате, продал видеоэкран, автомобили, потратив вырученные деньги на подчинённых. Депутат Заксобрания Ткачёв делал запрос главному прокурору области Спиридонову, куда Борисов дел деньги, Борисов ответил, что у него были 4-5 подчинённых. А сотрудников клуба он поставил в конец очереди, а это порядка 60 человек. Мы прошли суды, выиграли их, но решения не исполняются. И поскольку команда была бюджетной организацией, то ее банкротство можно расценить как попытку спрятать концы в воду.» – продолжил собеседник БК55.
Была ещё и проблема долгов спортивному агентству SB Volley, эксклюзивному поставщику игроков. Работать с этим агентством начал исполнительный директор Ярослав Ворожко, именно при нём стали накапливаться долги в бюджет по налогам. Ворожко сменил Андрей Иванов (кстати, ранее судимый), но с агентством клуб работал по 2015 год включительно. В 2012 году проходила неофициально информация, будто к Ворожко могут возникнуть претензии из-за миллионных сумм, выделенных клубу, но вроде бы ушедших неизвестно куда, однако следственными действиями это не закончилось – как предположил источник, просто потому, что все схемы были очень запутанными.
Как известно собеседнику БК55, чтобы скрыть следы, уничтожались и документы. Тот же Борисов, принимая дела, говорил, что ему вынесли всего две коробки малозначительных и непонятных документов, которые не говорили ни о чём.
«Я уверен, Крикорьянц, став генеральным директором, откровенно хотела отомстить тому, кто её ранее уволил – Андрею Иванову. Хотя самого этого увольнявшего в клубе уже не было», – отметил источник.
Конкретные исполнители схемы увода денег от ответственности ушли, добавил собеседник БК55. Один из них купил коттедж в Красноярке за 15 млн рублей, Ольга Крикорьянц, поговаривают, приобрела недвижимость и на юге России, и в Омске. В элитное жильё якобы въехала и главный бухгалтер Минспорта Людмила Гольдштейн. Как предположил источник, «серым кардиналом» схемы была главбух Гольдштейн. Ныне она занимает в Минспорта должность заместителя руководителя департамента финансового, правового обеспечения и организационно-кадровой работы.
По сути, именно она и сейчас «рулит» всеми финансовыми делами министерства. Без неё не проходит ни одна смета и ни одно согласование.
Что касается долгов по зарплате игрокам и тренерам, то их погасили просто: суммы в контрактах были изменены на существенно меньшие. Оспаривать это никто почему-то так и не стал.
Добавим ещё о работе с агентством SB Volley серба Бояна Симурины. Когда пришёл Ворожко, он все рабочие вопросы согласовывал с областным министром спорта Сергеем Шелпаковым. Согласовали ему и сотрудничество с агентством. Именно оно привело в клуб тренера Зорана Терзича и его сербских ассистентов.
Зоран Терзич
В сезоне-2014/15 было принято решение убирать Терзича вне зависимости от результата в чемпионате. Кстати, тогда «Омичка» впервые играла в финале Кубка России, хотя и уступила. Это было проявлением общего желания прекратить работу с агентством – денег оно себе стало забирать всё больше и больше. И напомним, в интервью газете «Коммерческие вести» Сергей Шелпаков уже в статусе экс-министра рассказал: дошло до того, что люди из SB Volley пинком открывали любую дверь в СКК имени Блинова и диктовали клубу, какие управленческие решения надо принимать.
«Боян Симурина бегал вокруг СКК, не понимая, как так? Столько его игроков в команде, столько денег ему полагается, а ему говорят «Нет, до свидания». Таких денег у бюджета уже не было. И если до его прихода и были в составе игроки без договора с ним, то потом они тоже стали его подопечными», – описал источник ситуацию разрыва договора с агентством.
Самая интересная вещь в связи с этим – в клубе с документами работал, а затем ушёл в 2014 году юрист Игорь Иванов. Оригиналы договоров с игроками остались у него. Он выиграл все судебные дела в арбитражах в Москве. Сейчас ждёт завершения процедуры банкротства и после этого подаст в суд на облправительство с требованием выплатить агентские вознаграждения по контрактам (это около 90-100 млн рублей, по оценке источника). Он представляет интересы агентства.
Так что ждём продолжения и увидим ещё много интересного и, увы, скандального.