Руководство холдинговой компании "Акция" выразило несогласие с версией о закрытии завода "Молоко Исилькуля", опубликованной в прошлом номере "БК" ("Почему пристрелили "дойную корову" Исилькуля?", "БК" от 10.07.2013 г.). Ситуацию прокомментировала пресс-секретарь "Акции" Оксана Миронова.
«Закрытие крупного предприятия в регионе – вопрос, безусловно, болезненный. И для жителей, лишившихся рабочих мест, и для областной власти, и для бизнеса. И чем болезненнее и масштабнее тема, тем больше вопросов она порождает. Можно ли было сохранить Исилькульский молочный завод? Если да, то кто и что для этого предпринял? Какова позиция собственника и реальные причины случившегося? Список вопросов можно продолжать долго, и чем, как не поиском ответов на них, должны заниматься СМИ, когда берутся анализировать проблему.
Однако то, каким образом тема закрытия завода была представлена в указанной публикации, на наш взгляд, не только не отражает реальную картину и не дает ответ ни на один существенный вопрос, но запутывает читателя еще больше, искажая саму суть предмета.
Исилькульскому молочному заводу – почти полвека. «Акция» взяла его в банкротном состоянии, приступив к управлению предприятием в 2000-м году. В этот период годовая выручка «Виты» составляла 114 млн. рублей, задолженность по кредитам – 20 млн., по налогам – 12 млн. рублей. «Акция» инвестировала в завод более сотни миллионов рублей, сделала его крупнейшим игроком на рынке региона. В 2009-м годовая выручка «Виты» достигла 860 млн. рублей. Завод отчислял в консолидированный бюджет области порядка 100 млн. в год. В штате работали 350 человек, все своевременно получали зарплату на уровне городской. Компания «Вимм-Билль-Данн» в течение года изучала все обстоятельства и риски приобретения. В планах у нее было расширение производства, выпуск новой продукции, и на момент закрытия сделки она уже завезла на предприятие новое оборудование на сумму более десятка миллионов евро. Поэтому говорить о том, что «участники ни во что не вкладывались и ничего не развивали», ошибочно. Так же, как делать выводы о якобы заранее спланированном закрытии завода. Вот что тогда писали СМИ: «ВБД отмечает, что покупка была сделана в рамках стратегии расширения бизнеса путем выборочных приобретений успешных компаний с сильными позициями на рынке, сформировавшимися портфелями брендов и стабильной сырьевой базой, сообщает Reuters. «Эта покупка усиливает позицию ВБД на стратегически важном сибирском рынке, переживающем рост спроса на натуральные молочные продукты», – отметил генеральный директор бизнес-подразделения «ВБД Продукты питания» Сильвиу Поповичи» (портал FoodMarkets, 24.11.2010 г.).
После приобретения завода компания «Вимм-Билль-Данн» заключила сделку с PepsiCo, к которой «Акция», естественно, не имела ни малейшего отношения, и предвидеть новые планы компании никто не мог. У PepsiCo было свое видение производственных процессов и своя стратегия.
Что касается очистных сооружений. Завод был построен в советские годы, и в то время, включая весь период, пока им владела «Акция», соблюдались все экологические нормы. Никогда бы в противном случае «Вимм-Билль-Данн» не купил завод. Более того, еще на момент строительства предприятия было предусмотрено, что сброс сточных вод будет производиться в близлежащий котлован. Законодательство это допускает. Озером этот водоем ни по факту, ни по статусу не был. Кем и когда этот статус был присвоен, собственник завода, вероятно, мог бы установить в суде и оспорить это решение. Либо решить проблему каким-то иным способом. Но «Вимм-Билль-Данн» – крупная компания, которая управляется холдингом PepsiCo из Америки, и это осложняет принятие оперативных решений на местах. В любом случае позицию собственника о закрытии завода может прояснить только он сам.
Если говорить о попытках спасти предприятие, то весной этого года, когда обсуждался вопрос о закрытии завода, в том числе в областной администрации, «Акция» обратилась в «Вимм-Билль-Данн» с предложением выкупить активы завода и сохранить производство. Но ответа не последовало.
Наше обращение не претендует на всесторонний анализ ситуации, но, полагаем, дает более объективную картину, нежели вымышленные диалоги и конспирологические версии в предыдущей публикации на эту тему».
Редакция «Бизнес-курса» продолжает разрабатывать тему закрытия одного из крупнейших молочных производств области. Комментарии последующих собственников завода «Молоко Исилькуля» – в ближайших номерах «БК».