(Обзор журналов и газет: «Деловая среда» и «Омская правда»).
Куйбышевский районный суд г. Омска.
«Деловая среда» №11 сентябрь 2010 года.
Обложка: Портрет губернатора. Текст: «Вынужден вмешаться». Речь идет о повышении цен на молоко (главная тема номера).
Стр. 4. Рубрика «Анонсы»: «Закон против коррупции». Полежаев называет проблему дольщиков «глубочайшей коррупционной проблемой в городе».
Стр. 5. Рубрика «Тенденции»: «В Омской области будет образована единая региональная организация ветеранов. С такой инициативой выступил губернатор Полежаев». (В чем тенденции?)
Стр. 6. Рубрика «ОВ – опрос»: «Уровень внимания. Самые важные события». Депутат Сергей Тодоров: «На встрече с руководителями ветеранских организаций губернатор Л. Полежаев выступил с инициативой об образовании единой региональной общественной организации. Благодаря этому появляется возможность эффективно работать…»
Стр. 7: Мэрия выгоняет многодетную мать на улицу: «Мэрия Омска подала иск о выселении из квартиры многодетной матери А. Бухарбаевой, один из сыновей которой погиб на службе в армии». Это та самая Бухарбаева, с которой неделей ранее судился Л. Полежаев. Женщина приняла участие в митинге ЛДПР, на ее плакате было написано: «Путин и Полежаев – убийцы моего сына!» Как известно, Полежаев выиграл этот иск, сняв с себя, таким образом, даже моральную ответственность за то, что в мирное время в армии убивают детей из Омской области. Разумеется, об этой позорной истории «Деловая среда» умалчивает. С профессиональной и моральной точки зрения, это должностное преступление как редактора, так и журналиста. Ну а о судье Чернышевой, забывшей о конституционном праве гражданки Бухарбаевой оценивать действия властей, в данном случае губернатора, я вообще молчу. К слову, я приветствую судебные разбирательства с губернаторами, мэрами, главными милиционерами… Это прекрасная возможность напомнить этим господам, что у нас есть КОНСТИТУЦИЯ, конституционные права и свободы. Есть закон о СМИ и т.д.
Стр. 8, 9, 10, 11, 12, 13 (три разворота): Шапка – «Судьба седого Иртыша». Прошел седьмой форум Российско-Казахстанского регионального сотрудничества. Текст: «По традиции в мероприятии принимала участие и делегация от Омской области во главе с губернатором Л. Полежаевым, который в 2003 году выступил инициатором создания регулярных форумов двух государств (стр. 8, 9). («Бизнес-курс» и «Ваш ОРЕОЛ» могли бы участвовать в этом форуме, но нас не пригласили, мы даже за свои деньги туда попасть шансов не имели. Присутствовали только журналисты и съемочная группа «12 канала»).
Напомню, что наш губернатор – один из самых дорогих в России (1-2 место делит). Речь идет не о зарплате, она тоже самая высокая, а о деньгах, которые мы, налогоплательщики, тратим на так называемое «функционирование высшего должностного лица субъекта РФ». Вот порядок цифр (данные принятого областного бюджета на 2011 год). Губернатор Полежаев обходится нам в 175,2 миллиона рублей. Конечно, это не дешево – возить за собой по всему миру придворных журналистов, оплачивать перелеты и проживание в гостиницах и т.д. и т.п. Но для сравнения – содержание губернатора Тюменской области Владимира Якушева стоит 5,6 миллиона рублей, а губернатора Новосибирской области Василия Юрченко – 2,2 миллиона. У нас даже мэр Омска стоит дороже – 3,3 миллиона рублей. Хотя бюджет Омска 13 миллиардов, а Новосибирска при населении почти как у нас (1,2 миллиона человек) – 33 миллиарда. Говорящие цифры, правда?
Стр. 9: «Форум высоких технологий»: «Когда президенты проходили мимо омского стенда, который представлял губернатор Омской области, Назарбаев заметил: «Леонид Полежаев – мой друг, мы уже много лет знакомы, работали вместе». «Да, я знаю» – ответил президент России Дмитрий Медведев. (Могут ли президенты позволить себе иметь друзей, таких как Полежаев? Бессменных и, если верить президенту Медведеву, «опасных для общества», в силу своей несменяемости).
Стр. 9: Колонка с прямой речью губернатора. Фото губернатора.
Стр 9: Огромная красная выноска под фотографией с президентами: «Поворот рек может вызвать экологическую катастрофу… Кроме того, неоднократно высказывался против этой идеи и губернатор Омской области Л. Полежаев, профессиональный гидротехнолог и мелиоратор, возглавлявший, к слову, крупнейшую стройку советского времени: канал Иртыш – Караганда –Джезказган».
Стр. 11: Колонка Игоря Мураева, министра экономики Омской области: рассуждает о пилотном регионе, где внедряются инновационные технологии.
Стр. 12: Колонка Виталия Эрлиха, министра строительства и ЖКХ. Кроме того, есть абзац про Л. Полежаева – великого гидротехнолога.
Стр. 13: «Хроника приграничного сотрудничества»: «Впервые идею приграничного сотрудничества еще 17 лет назад, в 1993 году, предложил губернатор Полежаев». (Кстати, я, корреспондент «Известий» в Омске, описал это событие в материале «Есть опасность превратить Омск в Нью-Васюки раньше, нежели в «политическую Мекку»).
Стр. 14, 15: Рубрика «Экономика». Заголовок: «Обжегшись на молоке». Полстраницы о том, «чтобы посмотреть, что происходит с ценами, глава региона Л. Полежаев 9 сентября лично посетил магазин в Омске. Губернатор удивился повышению цен не только на молоко, но и на хлебобулочные изделия. «Я тоже интересуюсь, почему происходит повышение цен на продукты» – сказал губернатор» и т.д.
Стр. 15: Выноска прямой речи Полежаева. Крупно, красным: «Мы сделаем все, чтобы навести порядок».
Стр. 16, 17: «Кто прокормит неучтенный скот?» Подзаголовок: «Администрации районов области скрывают подлинное количество скота». Полежаев здесь не упоминается. Но – тема полежаевская. Докладывая Путину, Полежаев назвал одну цифру поголовья скота, а на деле оказалась другая, намного ниже. Об этом писал «Ваш ОРЕОЛ». О том, как Полежаев заставил министров и глав районов искать этот скот. Были созданы комиссии, которые и установили ту цифру, которая нужна. На этом развороте есть прямая речь министра Рарова (колонка), есть заявления глав районов Колосовского, Исилькульского, Нововаршавского и т.д. Мы также освещали эту «скотскую» тему. В «ОРЕОЛЕ» полежаевский министр Раров даже на «Доску НЕпочёта» выставлен. Вот так мы, независимая пресса, восполняем пробелы в обществознании.
Стр. 18: «Мега-ферма учится доить». Первый абзац: 9 сентября губернатор Омской области Л. Полежаев посетил ЗАО «Знамя» Марьяновского района. Глава акционерного общества Васелик рассказал Л. Полежаеву об успехах. Вся правая колонка материала – прямая речь Полежаева, который резюмировал: «Несомненно, хлеб выращен только благодаря таланту и самоотверженному труду хлеборобов». На этой же странице справа колонка с прямой речью В. Рарова, министра сельского хозяйства Омской области.
Стр. 19: «МРСК» пропишется в Омске». Первый абзац: «Гендиректор ОАО «МРСК Сибири» Антропенко сообщил губернатору Л. Полежаеву в минувшую пятницу: «Мною принято решение о сокращении снижения затрат… В целях улучшения качества работы компании мы приняли решение о переносе штаб-квартиры в Омск. Областной бюджет пополнится на 70 миллионов рублей». «Деловая среда» прокукарекала об этом в пятницу, ни словом не обмолвясь об уголовном деле и судебном разбирательстве, о хищении собеседником губернатора Антропенко 120-ти миллионов рублей. А уже через несколько дней «Бизнес-курс» поставил Антропенко на обложку: «Руководитель «МРСК» осужден на 5,6 года условно». Суд учел высокое общественное положение Антропенко, его статус и, видимо, размер ущерба - 120 миллионов. Еще через несколько дней Антропенко освободили от должности. Об этом информацию в «Деловой среде» искать не надо. Разумеется, никакого переезда штаб-квартиры «до конца года» не случилось. Таких материалов за 20 лет были сотни, а может, и тысячи. О том, что Федоровка чуть ли не завтра станет международным аэропортом, а автобусы «Вольво» «полетовского» производства будут востребованы на всей территории Сибири, а также европейской части России, о самом современном рапсовом заводе «Золотая Нива», о великом фермере Шнайдере, который построит мегасвиноферму по последнему слову техники. Федоровка до сих пор в руинах, проектом «Вольво» занимаются правоохранительные органы, «Золотая Нива» лежит в руинах, как и Федоровка, фермер Шнайдер в бегах – за ним миллиардные долги банкам и бюджету Омской области. Я бы этот перечень продолжал бесконечно долго.
Стр. 20: Крупно фото губернатора и заголовок: «Губернатор добавил дольщикам уверенности». Весь материал посвящен Л. Полежаеву, который пообещал обманутым дольщикам достроить их квартиры за счет бюджета.
Стр. 21: «Закон против коррупции»: «Областное правительство приняло проект закона, защищающего права дольщиков. Аналогичного документа пока не существует в России. Губернатор Полежаев назвал проблему омских дольщиков «глубочайшей коррупционной проблемой в городе». Весь материал посвящен губернатору. Я бы обратил внимание на такой нюанс. Закон предусматривает «решение вопросов господдержки дольщиков в виде субсидий из областного бюджета». Вернемся на стр. 20: «Губернатор добавил дольщикам уверенности». Вторая колонка третья строка сверху: «Директор строительной компании «АСК» Валерий Кокорин (он в свите, рядом с губернатором) заявил, что срок сдачи дома №13 по ул. Малиновского – конец сентября».
Это факт, все дома обманутых дольщиков достраивал Кокорин – без конкурса и на бюджетные деньги. Как это ни цинично звучит, но полежаевский закон «против коррупции» – это и есть коррупция. Замечу, что кокоринская «маржа» здесь может составлять 100% и более. Вот это решение о фактическом выделении субсидий для «АСК» проходит на фоне непрекращающихся скандалов вокруг имени Валерия Кокорина.
Стр. 22, 23: Весь разворот посвящен пельменям фирмы «Дарина», зараженным сибирской чумой. В этом материале роль Л. Полежаева выполняет первый заместитель Бесштанько. Читаем первый и последний абзац.
Читатель вправе воскликнуть: «Ну, а где же эта ненавистная мэрия?! Полжурнала пролистали, а ее все нет и нет!»
Будет вам и мэрия:
Стр. 24, 25, 26, 27 посвящены мэрии. Заголовок: «Колесо обозрения», о бешеных гонорарах московских фирм за формальную процедуру получения компенсации на проезд льготников. «Бизнес-курс» писал об этом буквально год назад. Материалы отправлялись как в омскую, так и в генеральную прокуратуру, но это было время, когда омский мэр был, если верить губернатору, лучшим. Губернатор же просил нас, омичей, за него голосовать. Вот названия материалов: «Мэрии грозит уголовное дело», «Счет земель», «Поликлинику оставили в программе». Главным штатным критиком мэрии является А. Бесштанько. Его комментарии есть практически в каждом материале.
Стр. 33: «Куприянову (вице-мэр) мерещится политика». Это про студию «Модерн».
На что бы еще я обратил внимание. На колонку «Новости спорта»: «Губернатор подбодрил Авангард». На исторический материал «Галерея губернаторов» и рубрику «Род и слово». Обе эти рубрики сделаны так, чтобы «понравится губернатору», чтобы «сделать ему приятное». Не только журналисты государственных СМИ, но и все мы знаем, что губернатор любит историю и что он даже обещал, уйдя на пенсию, «работать в омских архивах». У него вызывает душевный трепет само прикосновение к историческим документам. Все остальные материалы посвящены инновациям, бизнес-проектам, инвестициям в самый привлекательный регион России, по-другому и быть не может, ибо журналистам вменено в обязанность рассматривать все события через призму деятельности Председателя Правительства Л.К. Полежаева.
Мы прочитали один из номеров 2010 года. А вот «Деловая среда» №3 за 2011 год.
Полежаев снова на обложке: «Снять барьеры, сократить дистанцию».
Листаем журнал. Тема номера, стр. 8, 9, 10, 11 посвящена губернатору. Огромное фото губернатора, огромные красные выноски его прямой речи. Речь идет о плане действий на 2011 год. Главное отличие от прежних планов, инициатива губернатора, включение раздела «борьбы с коррупцией». Это находит отражение на следующем развороте. Заголовки: «УВД займется делами с «бородой» (это про дела коррупционеров из мэрии), «Спрятаться под партийную «крышу» мэру не удастся», «Некоммуникабельные стройки».
Следующий разворот, стр.16, 17 – огромная фотография Полежаева: «Облик «западных ворот» преобразился» (о рабочей поездке губернатора в Исилькульский район).
Стр. 18: «Ярмарки давят на цены» (о полежаевских губернских ярмарках).
Стр. 20, 21: Опять мэрия и подотчетный ей Горсовет: «Промедления подобны разорению», «Чиновники нарушают права детей».
Стр. 28, 38, 39: Опять мэрия. «Шрейдер хочет рассорить ветеранов», «ЖКО и «Коммунальник» не поделили Московку». На огромной фотографии три пса, вцепившихся в палку. Псы – это, надо понимать, управляющие компании и непосредственно мэр Омска. Замечу попутно, если говорить о коррупционерах Омской области в целом, то мэр Шрейдер – это коррупционер из ясельной группы. Мальчик в коротеньких штанишках с наглухо зашитыми карманами. Это ему губернатор их зашил. Почему? Объясняю. Бюджет Омска – 13 миллиардов рублей, из них 9 – это зарплата бюджетников: учителей, медицинских работников и т.д. Нищенская зарплата! Это находит прямое отражение в доходах чиновников мэрии. Руководитель департамента образования мэрии – 60 тысяч рублей, министр Прозорова – под 300 тысяч, то есть в 5 раз больше. Если зарплата в бюджете города составляет 9 миллиардов, то на все остальное будет всего четыре. И надо 8 месяцев в году снег вывозить, решать массу других городских проблем.
Сравним. Бюджет Омской области – 51-53 миллиарда рублей, из них 40 миллиардов – «карманные» расходы господина Полежаева, он может позволить себе после звонка Гергиева (дирижер) на следующий день объявить о строительстве (за 4 месяца) лучшего в мире Концертного зала или «Конгресс-холла» или детского садика за 600 миллионов в Таре. Строительство начинается буквально на следующий день без каких-либо конкурсов. Какие конкурсы, если этих объектов нет в бюджете – ГЛАВНОМ ЗАКОНЕ Омской области?! Для справки.
Когда-нибудь дотошный специалист по коррупции подсчитает, во что обошлись омичам все эти стройки. Или, иначе говоря, сколько заработали на этом люди из бизнес-окружения Полежаева. Называть мэра главным коррупционером – это бессовестная политическая расправа! В блокадном Омске уже и украсть скоро будет нечего. Смотрите, муниципалитет миллионника выделяет на поддержку бизнеса 18 миллионов рублей, Полежаев в «Деловой среде» объявляет цифру – 600 миллионов. Согласитесь, есть что распилить, по карманам рассовать. Там на селе «Бизнес-курса» нет, контролировать некому. Как тут не вспомнить про Ассоциацию малого бизнеса, спешно созданную год назад, буквально на другой день после выборов президента Союза предпринимателей. Как известно, ставленник Полежаева проиграл.
«Омская правда» №30 за 2011 год. Обложка: «Мировой класс». Полежаев с цветами: «Омичи получили прекрасный подарок – Концертный зал». (От кого подарок?)
Стр. 2 и 3: Две фотографии Полежаева, два из трех материалов посвящены губернатору, один – про мэра Шрейдера, которого вызвали в региональный политсовет.
Стр. 4 в цвете: «Концертный зал как скрипка Страдивари». Фотография господина Полежаева крупно.
Стр. 5, 6, 7, 8, 9, 10: Все про главного коррупционера – мэра Омска. Заголовки: «Не позволим украсть детство!», «Омичи голосуют за отставку градоначальника», «Мэр и его команда нарушают права омичей. Нет даже попыток устранить нарушения». «Предприниматели – за сити-менеджера». «Бизнес «свой» и «чужой» (это уже депутат-бизнесмен Кокорин клеймит мэра за коррупциию). «Лучший выход – добровольная отставка мэра». «Кадровая политика стала «кумовской». «Проблема Шрейдера – непопулярность среди населения». «Главная тема – коррупция». «Это не стая, это банда» (речь видимо идет об отзыве на фильм Караулова «Стая»). «Жители давят на газ, мэрия на тормоз». «Квадратные метры ради отчетности». «Секретные командировки мэра». «Турпутевка за счет омичей». «История одного градоначальника – мэр Омска Шрейдер за год правления успел настроить против себя целый мегаполис и партию «Единая Россия». Итак, 6 страниц из 12-ти посвящены мэру.
Стр. 12: Перед телепрограммой: «Главные задачи – строительство жилья и повышение заработной платы» (целая страница про выездное заседание Правительства). Заголовки материалов: «Кому завод «под ключ?», «Правительство Омской области поддерживает», «Грант помог воплотить мечту» (о грантах губернатора в Русской Поляне), далее опять мэрия – «Олимпийское спокойствие чиновников мэрии» и «Свалка в центре города».
Что тут сказать, бюджетные деньги, сотни миллионов рублей, действительно используются для развращения журналистов, вынужденных писать об одном человеке, обслуживать его интересы: делать рекламу и беспощадно «мочить» его врагов.
Расскажу такую историю. В 90-е годы один из рощупкинских вице-мэров предложил мне взять газету «Коммерческие вести», она тогда мэрией издавалась:
– Сергей Сергеевич, дадим несколько миллиардов! (тогда такие деньги были)
– А когда я их отдать должен? – спрашиваю вице-мэра.
– А зачем? – удивился тот.
Тогда я ему по-другому вопрос ставлю:
– А кто деньги дает? Сколько вас человек? Один? Два? Десять?
– А какое это имеет значение?
– Прямое. Раз деньги отдавать не надо, значит, речь идет не о бизнесе... Это значит, газету надо делать не для омичей, которые за нее бы в киосках деньги платили, а для каких-то господ. И чтобы она этим господам нравилась. Вот если вас, дающих миллиарды, двое, то мы будем 2 экземпляра делать, 10 – значит, 10 экземпляров.
Я настаиваю на том, что газеты и журналы, сделанные по принципу: мы обожаем все, что нравится нашему начальнику, и ненавидим все то, что ему может не понравиться, должны выходить в свет в одном экземпляре. Этот экземпляр «Деловой среды» или «Омской правды» можно доставлять спецкурьером, выкладывая на стол Полежаеву к его приезду. Мы, общество, получим гигантскую экономию бюджетных денег. Но в этом случае прокуратура будет просто обязана завести уголовное дело на губернатора Омской области за превышение полномочий, за растрату денег на личные цели.
Применительно к теме нашего заседания замечу, что все эти областные правительственные издания проедают сотни миллионов, которые «возвращать не надо». Между тем, тираж «Омской правды» – 40 экземпляров, она никому не нужна, «Деловой среды» – 7 тысяч, но вряд ли в киосках продается больше 40 экземпляров. Этот глянец во всех присутственных местах пачками лежит. Его растаскивают по офисам, как рекламные проспекты, но рекламы бизнеса в этих проспектах нет, есть белый и черный пиар. Что и требовалось доказать. Так почему же прокуратура не заводит уголовное дело на губернатора, который, пользуясь властью, фактически принуждает журналистов (читайте «Инструкцию для сельского журналиста») обслуживать не читателей, не омичей, а самое себя во власти.
А теперь вернемся к моей фразе, которую губернатор требует опровергнуть: «Особенное возмущение у меня, журналиста, вызывает то, с какой щедрой настойчивостью глава региона тратит сотни миллионов бюджетных денег на развращение журналистов, в том числе молодых, вынужденных в бесчисленных государственных СМИ обслуживать интересы одного человека. Я считаю это преступлением, сравнимым разве что с педофилией, только в духовной сфере».
Мне кажется, я в двух последних заседаниях ответил за каждое слово в этой моей фразе. Мне, человеку, посвятившему профессии журналиста 40 лет жизни, просто нестерпимо больно смотреть со стороны на то, как облеченные властью люди принуждают журналистов думать под чью-то диктовку. Это хуже педофилии. Вот представьте себе, Ваша честь, что все наши судьи в Омской области обязаны, как и журналисты полежаевских СМИ, осуществлять правосудие под чью-то диктовку. По какой-то спущенной сверху инструкции. Честные судьи не смогут, уйдут. Их место займут те, кто способен перешагнуть через совесть. Один раз перешагнуть, два раза… А дальше уже не больно.
(Выступление на суде С.С. Сусликова, 19.10. 2011)