В распоряжении «БК» оказались копии любопытных документов, проливающих свет на то, как делались дела в середине 1990-х, и, что ещё любопытнее, непосредственно на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Действующие лица этих историй – люди, известные близостью к губернатору Полежаеву – Константин Потапов, племянник жены, и Ирина Пахунова, мать невестки – Нателы Полежаевой.
В июне 1995 года АООТ «Омский нефтеперерабатывающий завод» в лице и.о. президента Потапова К.Н. поручил Омскому филиалу «Нефтехимбанка» в лице Компана В.А. покупать акции нефтезавода по рыночным ценам – от 18 до 25 тысяч рублей за штуку (после приватизации акции оказались у множества обладателей). Скупленные банком бумаги переходили на баланс нефтезавода.
Через два месяца погиб Дмитрий Лицкевич и родилась «Сибнефть», а ещё через три месяца уже полноправный и.о. президента завода Константин Потапов подписывает другой договор, согласно которому 211474 акций ОНПЗ передаются фирме «Октан» (гендиректор Валерий Зелинский) за символические 100 (сто) рублей за акцию. Допсоглашение к договору ещё интереснее. Его суть в том, что «Октан» обязуется продать эти акции физическим лицам по 200 рублей по приложенному списку. Читаем список: 102500 акций – Константину Потапову (львиная доля – 48%), 11110 акций – Ирине Пахуновой... Свои доли получили ещё несколько высокопоставленных работников завода. И Валерия Зелинского отблагодарили. Всё – по цене, в 110 раз ниже реальной. В «Расшифровке прочих расходов за счёт прибыли» завода за 1995 год читаем: «Убытки от продажи обыкновенных акций – 4796350 (в тыс. руб.)». Если в долларах, то это больше миллиона. Другая история началась ещё раньше – в июне 1994 года. Тогда АООТ «ОНПЗ» – ещё под руководством Лицкевича – передало некой иркутской фирме ИВЭПП «Россия» облигаций Тверьуниверсалбанка на сумму 7 миллионов 259 тысяч долларов. Под залог облигаций банк выделил фирме «Россия» деньги, которые были размещены на депозитах в банках и на предприятиях. Через год фирма обязывалась вернуть ОНПЗ всё и с годовыми.
Эти семь миллионов долларов так и растворились в замысловатых «схемах» девяностых на фоне многолетней переписки фирмы «Россия» и Иркутской прокуратуры с президентом ОНПЗ Константином Потаповым и вице-президентом Александром Брейзе. Кодовые формулировки из этой переписки типа «по различным причинам до [такой-то даты] банки и предприятия деньги вернуть не могут» или «с должниками ИВЭПП «Россия» работают правоохранительные органы» в те годы обычно означали «деньги ушли по назначению».
Любопытная деталь. Документы, посвящённые семи «канувшим» миллионам долларов, в своё время была дважды передана по факсу: в июне 1997 года – с ОНПЗ на московский номер 961-13-25, а спустя два месяца – с этого номера в «Сибнефть». Номер совпадает с тем, что указан в разделе «Покупатель» соглашения о покупке яхты Leopard Sport 27m длиной 21,25 метра за 4 миллиона долларов, текст которого опубликован на сайте Компромат.ру. Соглашение – от мая 1997 года. На сайте сказано, что оплата была произведена «с банковского счета фирмы Runicom S.A. в Raiffeisen Bank of Vienne», президентом которой являлся Абрамович Р.А.