Суть истории в том, что «Аэрофлот» угораздило первым в РФ прикупить себе новейший Боинг 777-300ER, такого лайнера у наших авиакомпаний еще не было. А любая новая модель самолета, попавшая на рынок, должна быть должным образом сертифицирована. Вот, собственно, с сертификацией и возникли накладки.
Производитель самолета подал документы в апреле 2012 года. С тех пор о сертификате ни слуху ни духу. И все было бы хорошо, если бы «Боинг» в январе 2013 года не передал уже первый заказанный борт «Аэрофлоту», который 1 февраля должен отвезти 402 человека в солнечный Бангкок. Увы, он не смог этого сделать.
По словам главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева отсутствие сертификата «является следствием нерасторопности авиарегистра МАК». «Формально не существует сроков для сертификации самолетов, - уточняет эксперт. - Но то, что Boeing не смог получить сертификат типа (самолета) для своего ключевого клиента, когда самолет должен был начать полеты, - это нонсенс».
Понятно, что «Аэрофлот», по мере приближения «часа Х», т.е. 1 февраля 2013 года, задействовал ну все возможные каналы. Как пишет Навальный в своем блоге: «Но, надо понимать, что«Аэрофлот» тоже компания с ..эээ.. административными возможностями. В совете директоров - всякие министры-замминистры и даже один друг Путина (не я, если что), 51% акций - госсобственность. Есть главное средство управления СССР-РФ - «вертушка» спецсвязи. И ни фига. Не работает. Вертушка, друзья Путина, министры-замминистры, туча чиновников МАКа, туча Росавиации, тьма министерства транспорта, пять мигалок, тридцать охранников, шестьдесят мерседесов, закупленных для госнужд, 34 килограмма переписки и две рыдающие секретарши».
Т.е. в реальности получается, что вся задействованная мощь государственной махины разбилась о тело и волю хрупкой женщины Татьяны Анодиной, которая является главой МАКа. Дотошные журналисты из «Коммерсанта», однако, вспомнили, что Татьяна Анодина – это еще и мать главы совета директоров главного конкурента «Аэрофлота», авиакомпании «Трансаэро» Александра Плешакова. Который, конечно же, максимально заинтересован в засовывании палок в крылья конкуренту. И пока он побеждает! И возникает закономерный вопрос – а как такое вообще возможно?
Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что, оказывается, самолеты Боинг 777-300ER иностранных авиакомпаний, летающие в РФ, давно прошли нужную сертификацию, что должно было сильно упростить ситуацию «Аэрофлоту». На практике, однако, ничего подобного не произошло. И вот теперь самолеты этой модели у авиакомпании Emirates свободно летают в Москву, а у «Аэрофлота» - стоят и приносят убытки акционерам, в т.ч. государству.
Справка БК55: Первый 777-300ER был передан авиакомпании Air France 29 апреля 2004 года. В сентябре 2010 года 777-300ER стал самой продаваемой модификацией Boeing 777, превзойдя 777-200ER, и основным конкурентом Airbus A340. Использование двухдвигательной схемы позволяет снизить эксплуатационные расходы на 8-9% по сравнению с A340-600, а по сравнению с 747-400 расход топлива снижен на 20%. Некоторые авиакомпании в разгар топливного кризиса начали закупать 777-300ER в качестве замены модели 747-400. На сегодня летает более 250 самолетов этой модификации.
Игорь Федоров