При подведении итогов в Омском отделении Союза за 2018 г. обратила на себя внимание картина художника Георгия Кичигина «Туман».
На ней изображена со спины фигура мужчины с распростертыми на фоне тумана руками в виде креста. В СМИ замелькали фразы о том, что профессор живописи неуважительно показал зрителям, а в том числе и чиновникам от культуры свой зад – ни спину, ни распростертые руки, а именно зад. – Какой-то нетрадиционный взгляд на искусство! Не заставили ждать и оскорбительные, как всегда анонимные комментарии людей, никогда не бывавших на выставках: «Дурдом. Такие пустоголовые попадают в Союз художников по блату и взятке. Надо браться за все эти союзы и перетряхнуть их!» «В Омске нет талантливых художников, вот серость и показывает свою серость».
Замечу сразу, что если даже в художественном произведение автор говорит от своего имени, то будет элементарно неграмотно отождествлять персонажа или героя с самим автором. Для тех, кто хорошо знает Георгия Кичигина, фигура на холсте напомнит его самого, но на нем нет надписи «автопортрет», и, значит, это некто вообще, может быть, и ты сам, зритель, я даже уверен в этом.
О своем понимании картины я скажу чуть ниже, а вначале о том, кто такой художник Георгий Кичигин. Он равный среди лучших художников России, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор академической живописи. Его картины находятся в государственных и частных музеев Омска, Кемерово, Новокузнецка, Норильска, Москвы (Третьяковская галерея), СПб (Русский музей), Германии, Греции, Голландии… Он лауреат премий конкурсов и выставок в Омске, Красноярске, Томске, Иркутске, Кемерово, Чехословакии, Греции, ФРГ…
Зная это, у всякой картины его следует остановиться и подумать, а еще лучше послушать грамотного экскурсовода, не зря они есть в каждом художественном музее. Многие картины его сложны для зрителей без опыта художественного восприятия. Среди них есть иносказательные: сухое дерево с голыми черными сучьями возносится к небу, как образ Голгофы («Ландшафт»). Есть парадоксальные: открытая дверка горящей печи, а в ней вдали на раскаленном фоне караван верблюдов («Дыхание»).
Врезается в память еще одна картина, напоминающая Сальвадора Дали: вдали красиво горит домик, который никто не думает тушить, а на переднем плане яркая цветная курица крупнее домика, а слева металлическая корзина с битыми яйцами («Горящий дом»). – Странная и непонятная вещь, она привлекает не только красочностью, но и загадкой, которую хочется разгадать. Прелесть в том, что разгадывать ее будет каждый по своему, да и сам ты всякий раз будешь раскрывать её заново.
Картина «Горящий дом»
Другой особенностью творчества Кичина всегда был интерес его к общезначимым темам, какой является, в частности, социальная сфера, а именно: нищета и неустроенность ветеранов, грязь городских улиц и переулков, разрекламированные и брошенные стройки и т.п.
Картина «Дорога», вызывающая щемящее чувство социальной боли за сегодняшний день
Получив хотя бы такие предварительные представления о художнике Георгии Кичигине, можно теперь подойти к его вдруг ставшей «скандальной» картине «Туман». На ней непроглядный туман (смог, хмарь, дымка, марево), когда самолеты не летают и не видно ни зги, как случилось это в 1613 г с польскими ляхами, которых Иван Сусанин завел на погибель в глухой лес. На картине персонаж оказался в подобной ситуации: впереди ничего, кроме тумана. Таким видит художник положение современного человека в мире. Мир пустой, впереди нет ни света, ни ориентиров. Потеряна перспектива в прямом смысле, как совокупность правил построения изображения на плоскости, и в переносном, как вид на будущее. Кто его привел в такое состояние, не дело художника давать ответ, пусть зритель сам сообразит, если у него есть способность думать.
Персонаж находится в неустойчивом, шатком положении и он наклонился вперед, пытаясь сохранить равновесие на скользком полу. О том, что пол отполирован, свидетельствуют отражаемые в нем ноги, т.е. пол-то хорош, как достижение современной цивилизации, но она не спасает, ему лучше было бы где-нибудь на лесной лужайке или босиком на пашне, как на картинах Венецианова Алексея Гавриловича. Никому не гарантировано благополучие завтрашнего дня и даже жизнь, ни бедному, ни богатому. Картина носит символический смысл, как результат многолетних творческих раздумий художника, как подведение итогов жизнедеятельности подлинного патриота и гражданина.
Человек потерял даже пространственные координаты. Об этом зримо свидетельствуют три темных бруска: вертикальный, горизонтальный и некий косой, исчезающий в тумане. Мы существуем в декартовой системе координат, состоящей из трех векторов, и вот она разрушена. Это уже глобальная катастрофа, художественно изображенная автором полотна. Художник поднялся в своем мировосприятии до философского обобщения кризиса человеческого бытия. Прямые линии в воображении можно представить в виде креста и это будет законченная мысль: крест Христов – единственная надежда на спасение, но и это далеко не для каждого. Во всяком случае, мне кажется, картина была бы тогда закончена совершенно.
Важно отметить, что несмотря на тупиковую ситуацию, изображенную на полотне, она не оставляет зрителя в безысходности. Возможно потому, что туман имеет сиреневые, а не мрачные, удушливые оттенки. Мощный вертикальный брус, к которому так и тянет прислониться, и тонкий горизонтальный еще сохраняют некую устойчивость. Человек может упасть куда-то в бездну, а, может быть, и не упадет. Еще, как говорится, не вечер. Поддержим человека и утвердимся в своем Отечестве сами. Туман развеется, и солнце вновь засветит, как на академических полотнах Георгия Кичигина.
С учетом сказанного, я оценил бы поведение некоторых «ценителей» живописи, как по меньшей степени бестактное, неуважительное по отношению к маститому художнику. Нельзя по-комсомольски, с кондачка судить о том, в чем ты не разбираешься или не входит в круг твоих интересов. Мне это напомнило детское стихотворение:
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре!
Стих говорит о нашем узком секторе восприятия действительности. Если потенциально его можно оценить в 360°, то реально это 10-15°. Мы воспринимаем и оцениваем только то, что сообразно нашему воспитанию, образованию и роду занятий. Будем же осторожны в оценке непривычного искусства.
В этом отношении порадовала оценка картины «Туман» самими художниками, собратьями по кисти. Состоялось собрание членов омского отделения Союза художников РФ, на котором лучшим произведением 2018 г. при тайном голосовании было признано полотно «Туман». Событие это стало неординарным, т.к. обычно художников оценивают критики, а здесь художники – сами себя.
Георгий Кичигин на собрании отсутствовал и был удивлен таким оборотом дел, когда ему был принесен соответствующий диплом, добавленный к десяткам других. Омское отделение Союза художников оказалось на высоте.
Картина «Дождь на Любинском»