Как вы относитесь к идее федерального Минпромторга вернуть на улицы городов НТО (нестационарные торговые объекты)?
Расим Галямов, министр экономики Омской области:
− Если мы говорим об уличной торговле в формате нестационарных торговых объектов, то в рамках закона (а именно торговля в установленных местах) она существует и сохраняет свое значение в законопроекте Минпромторга России. Мы уже озвучивали тезис о том, что сейчас все чаще становится востребован формат магазинов «у дома», а нестационарные торговые объекты – это зачастую точки фирменной торговли.
Дополнительно необходим закон, который бы урегулировал, например, понятие и стандарты «мобильной торговли». Где они могут продавать продукцию и в каком формате? Сейчас на этот вопрос ответа нет. Поэтому условно любой желающий может поставить старенький автомобиль на парковку и, открыв багажник, начать продавать товары неустановленного качества. Наверное, это не самый правильный вариант, ни с точки зрения уровня обслуживания, ни исходя из уровня благоустройства среды. Поэтому и сформирована инициатива Минпромторга России, призванная обеспечить баланс интересов бизнеса, жителей и власти. Другими словами уличный формат должен быть удобен для жителей, современен и привлекателен для облика региона, а главное – прозрачен и понятен для бизнеса с точки зрения условий для работы, развития и получение прибыли.
Юрий Шиян, владелец сети «Шаурмастер»:
– Несмотря на то, что я владею почти двумя десятками павильонов по всему городу, если честно, отношусь отрицательно. Глупо, когда собственник помещения на первом этаже жилого дома покупает коммерческую недвижимость за миллионы и десятки миллионов рублей, а перед ним ставят «точку» за 500 тысяч, тем самым закрывая ей фасад и вид с дороги. Получается нечестная конкуренция за пеший трафик. Считаю, что павильоны имеют право на жизнь, но в составе больших «агломераций», которые необходимы как торговые объекты в данном месте, при условии отсутствия торговой капитальной недвижимости рядом или невозможности/нецелесообразности ее возведения.
Нина Маляренко, прима Омского музыкального театра:
– Что касается нестационарных торговых объектов – я, конечно, против их установки. Это, в первую очередь, загрязнение города. Ведь такие объекты не снабжены канализацией, водоснабжением. Антисанитария полная! А еще – несоблюдение правил и сроков хранения продукции.
Если промтоварами торговать в таких объектах, так минус в том, что там нельзя примерить продукцию.
Единственное, что я бы оставила – это сельскохозяйственные ярмарки. Зимой – мясо можно продавать, летом – ягоды. Те продукты, которые термически обрабатываются в дальнейшем.
Но и здесь есть только один плюс – люди смогут зарабатывать деньги. Жаль, что без официального трудоустройства в основном.
Дмитрий Карев, бизнесмен, спортсмен:
– Я за любое развитие малого бизнеса и предпринимательства. При слове «ларек» или «палатка» сразу всплывают какие-то убогие строения. Если убогие – то я однозначно против. Но сейчас есть много современных легких и относительно недорогих материалов, из которых можно сделать те же палатки и киоски. Единые, очень понятные требования к внешнему виду должны, и такие же требования к размещению. И оплата за место должна быть простая, удобная и понятная. То есть все должно быть мобильно. И это действительно удобно. Ну реально, возвращаясь домой, удобней зайти в какой-то киоск и купить булку хлеба и пакет молока, чем тащиться в «обитель зла» – гипер-супер-мега-маркеты.
Владимир Гуселетов, депутат Омского городского Совета, лидер омского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:
– Любой человек, который бывал в развитых странах, видел, что наличие нестационарных торговых форм там крайне ограничено. За счет этого складывается гораздо более красивый и системный облик города.
На сегодняшний день выдачей разрешений на установку и определением самого места такого объекта занимаются административные округа, но я считаю, что все должно быть централизовано – на уровне городской администрации. Так же, как по наружной рекламе, должна быть составлена единая концепция размещения нестационарных торговых объектов.
Места уличной торговли должны быть определены. Конечно, они должны находиться в зоне трафиков, но не думаю, что обязательно вдоль дорог.
Если, опять же, вернуться к развитым странам, там везде организованы стационарные торговые ряды, которые дают возможность размещаться предпринимателям, не имеющим такого широкого ассортимента, как торговые сети. Созданию рабочих мест, за которые так ратуют авторы нового законопроекта, это никак не мешает.
Сергей Сусликов, президент ИД «ТРИЭС»
– В 2007-м Юрий Гамбург, назначенный первым вице-мэром в администрации Шрейдера, порассуждал о малом бизнесе на остановках. Мол, остановочные киоски сделаны «не в тех цветовых гаммах», «о наледях», о товарах, которые находятся там в «очень сжатом состоянии», о «травмах из-за такого размещения».
Можно было бы согласиться с вышесказанным, если б оно прозвучало из уст дизайнера, архитектора, мерчендайзера или главного омского травматолога... Но, вот парадокс, это говорит директор департамента имущественных отношений, прямо ответственный за наполнение казны деньгами. Если бы эта задача – делать деньги из всего, что есть в наличии (в том числе, из киосков и палаток) – была бы для Юрия Гамбурга главной, если бы он реально отвечал за финансовый результат в департаменте недвижимости мэрии, то вряд ли бы он разглагольствовал перед журналистами про цветовые гаммы, скученность товара и травмы от наледей.
Нет, скорее наоборот – он защищал бы малый бизнес от всех этих эстетствующих чистоплюев в правительстве и мэрии, призывающих зачищать малый бизнес на улицах Омска.
Что-нибудь изменилось с тех пор?
Нет! У нас по-прежнему некому защищать малый бизнес от чиновников, а теперь еще и олигархов всех мастей. На днях этим отличились в СМИ спикер Заксобрания Варнавский, вице-спикер Ткачук. И делают они это на фоне обшарпанных фасадов на главных улицах, бесконечных свалках во дворах, дырявой казне... И полного отсутствия какого-либо доверия малого и среднего бизнеса к власти. Ему-то, бизнесу, не знать: если заговорили про «цветовые гаммы» и бардак... Значит, жди очередного передела. И победных реляций о сносе незаконных павильонов. Все течет, но ничего не меняется!
Алена Коваленок, руководитель студии маникюра ART-NAIL STUDIO:
– Я всегда против любого бизнеса, который ведётся как попало, соответственно, если вы начали своё дело, вы должны подработать не только внутреннюю часть, правовую, но и эстетическую также! Поэтому, когда в центре города стоят ужасные палатки, которые портят внешний вид, я против такого бизнеса, а если это стоит оборудованный павильон с красивой вывеской и вежливыми продавцами, я всегда за!
Максим Михайленко, депутат Заксобрания от КПРФ:
– У меня на эту тему есть одна догадка. О том, что цель тут – увеличить собираемость налогов. Очевидно, что чем больше частных предпринимателей, это не только налог на прибыль, тут ещё или земельный налог, или арендная плата. Я думаю, именно такая цель – увеличение налоговой базы. Экономические предпосылки, в общем.
А по моему отношению к этому... На самом деле я не противник НТО, но какое-то согласование должно быть, чтобы киоски не портили внешний облик города, чтобы они не были натыканы где попало. А так... конкуренция – это на самом деле хорошо, сети сейчас задавили почти всё, с ними никто не может конкурировать. И, общаясь со многими предпринимателями, я слышу, что они и хотели бы продвинуть свою продукцию, и не могут. В сетевой магазин не зайдёшь, там огромная «входная плата», поэтому да, действительно, для них это будет плюс. И, опять же, дополнительные налоги в местный бюджет. И федеральный.
Единственное – архитектурная часть, я по этому поводу высказался уже. Если НТО в самом деле поставлен незаконно, то это нехорошо. А если он согласован, то всё нормально.
Виктор Шкуренко, генеральный директор ООО «Торговый дом Шкуренко»:
– Дело в том, что тут есть две разнонаправленные ценности. С одной стороны, нужно развивать малый бизнес. Чем больше будет нестационарных объектов и ларьков, пусть даже некрасивых, тем больше мы даем возможностей для развития малого бизнеса. С другой стороны, у нас есть часть граждан, в том числе чиновников и предпринимателей, которые считают, что город должен в первую очередь красиво выглядеть. Нет такого решения, которое могло бы устроить всех. Нужно стратегически выбирать, что для нас важнее: либо то, как выглядит город, либо малый бизнес. Нужно идти на компромисс, но у нас на компромисс идут редко. Обычно выбирают достаточно жесткое решение. Скорее всего, я так понимаю, городские власти склоняются в сторону того, что город должен выглядеть красиво, поэтому нужно убирать нестационарные объекты. Любое решение часть граждан поддержит, а часть – нет. Я-то за! В этом плане мне все равно, как выглядит город, это какое-то дело вкуса. Я за то, чтобы было много небольших уличных павильончиков. Это моя позиция, но с ней вряд ли согласится часть жителей, которая считает, что должно быть как при советском союзе: рекламы быть не должно, павильонов тоже, и желательно, чтобы все магазины были государственными...
Яна Брыш, владелица студии Mag Beauty Club:
– Считаю, что для начала должна увеличиться культура малого бизнеса. А насчет киосков и ларьков – они должны быть актуализированы к единому эстетичному и культурному виду и централизованному расположению.
Валентин Кузнецов, общественник:
– Честно говоря, безразлично отношусь, потому что не вижу тут проблем, так как и наличие, и отсутствие их не обеспечивает культуру нашего быта. С одной стороны, монополизация торговых сетей ухудшает право торговли, свободы торговли. С другой стороны, и установление киосков, если они установлены правильно, не мешает культурному облику города.
Это очередные зигзаги наших органов власти, для того чтобы показать, что они думают в интересах народа.
Михаил Щелконогов, замдиректора департамента городской экономической политики администрации Омска:
– Изменения в законе назревали очень давно, ещё в 2015 году, когда по большому счёту при изменениях в земельном законодательстве размещение НТО перестало быть объектом земельных отношений. Оно стало рассматриваться как предоставление места в схеме размещения, а не как аренда земельного участка, что было раньше. Назрела необходимость изменений, потому что на сегодня статья 10-я закона о торговле, которая регламентирует данный порядок, состоит всего из семи пунктов максимум на полстраницы текста. И затрагивает интересы огромнейшего количества предпринимателей. Поэтому ещё в то время Минпромторг разработал методические рекомендации с учётом пожеланий предпринимателей, обращений уполномоченных по защите прав предпринимателей, различных решений судов, в каждом регионе в зависимости от силы юриста, представляющего интересы администрации или предпринимателя, решения принимались в пользу разных сторон. И о включении объектов в схему размещения, и об исключении. То есть эта юридическая недосказанность закона возникла ещё в те времена. И до сегодняшнего дня Минпромторг разрабатывал один из законопроектов, который на протяжении двух лет очень широко обсуждался, но до воплощения в жизнь он так и не дошёл. Поэтому, начиная с конца прошлого года, на сайте Госдумы разместили ещё один проект, который, по словам замминистра Евтухова, на сегодня, по большому счёту, должен уже пройти во всех чтениях парламента. Насколько помню, сегодня первое чтение этого закона. Посмотрим.
Но закон очень большой, объёмный, с юридической точки зрения тоже тяжёл для понимания, мы его уже обсуждали и с Омским союзом предпринимателей, и с Минэкономики. Когда призвали дать свои предложения Минпромторгу, мы готовили в Минэкономики информацию, оно обобщало все сельские районы области, отправляло в Москву. Многое, что в этом законе есть, это позволит более лояльно относиться к предпринимателям, но в то же время закон прописал то, что органы местного самоуправления определяют совместно с органами исполнительной власти порядок размещения НТО в том числе и на территории третьих лиц. Чего в нынешнем законе не было. То есть сейчас все эти киоски вдоль домов, на территории стройплощадок, торговых комплексов размещаются, скажем так, бесконтрольно. А теперь будет ужесточение процедуры, направленное на упорядочение размещения на территории третьих лиц. Во всём остальном, я считаю, закон очень положителен, мы его очень ждём.
Вопрос и заключается сейчас не в ограничении количества объектов, в этом органы власти не должны быть противниками бизнеса. В месте их размещения – должны быть жёсткие требования и правила. Есть нормы различных федеральных законов, подзаконных актов, если запрещено размещать объект в границах отвода автодорог, вне зависимости, хотим мы поддерживать предпринимателей, не хотим, радеем или нет за его развитие – там его не должно быть. Это требование безопасности. То же самое – касательно треугольников видимости на перекрёстках, дворовых территорий (вне зависимости, хочет этого старший по дому или нет). И при условии всех вышеперечисленных факторов объектов там не должно быть. Во всём остальном ограничивать развитие НТО ни один орган власти не имеет права.
Нина Кравченко, предприниматель, владелица магазина Sushi Gold:
– Вопрос очень актуален, я понимаю значимость и важность его решения, так как я тоже являюсь представителем малого бизнеса, которому очень сложно наравне конкурировать с опытными предпринимателями и сетевыми магазинами, которые заполнили все пространство в городах. Нет необходимости запрещать деятельность палаток/ларьков. Региону нужно смотреть на это с другой стороны: если человеку удастся освоить рынок, то, скорее всего, возникнет потребность в расширении своей деятельности, что может способствовать созданию рабочих мест. Малому бизнесу нужно помогать, а не пытаться истребить его.
Юрий Белогорохов, предприниматель, общественник:
– Я думаю, от того, что будет больше мелких или больше больших магазинов, от этого мало что изменится. Есть положительные стороны и в одном, и в другом. Я сам торговлей занимаюсь и могу сказать, что чем крупнее сеть, тем меньше проблема с просроченным товаром, потому что можно его перебросить с одной точки на другую и так далее. Маленькие торговые точки эффективны в каких-то других аспектах: на удалении, малоэтажные застройки.
У меня нет однозначного мнения относительно того, что лучше для населения.
Алексей Бобошко, омский предприниматель, владелец киосков с печатной продукцией:
– Не секрет, что в некоторых регионах страны борьба с НТО приняла нешуточный характер. На существование такой проблемы СМИ обращали внимание регулярно. Я полагаю, что, инициировав поправки к закону о торговле, Минпромторг таким образом отреагировал на сложившуюся негативную тенденцию. В Омске я таких «перекосов» не вижу. До этого года не было таких ситуаций, когда с улиц нашего города тотально, пачками «выносили» киоски. Ко мне по этому поводу никто не обращался. Но это не значит, что в Омске нет проблем с НТО, проблемы, конечно, есть, но эти проблемы находятся в другой плоскости. В целом поправки – позитивны. Конкуренция – это всегда хорошо.
Если рассматривать крупные торговые сети, то обычно на прилавки к ним достаточно трудно попасть местному производителю. Я помню, что примерно три года назад в омских СМИ пестрила ситуация, связанная с «Любинским молочным комбинатом», их сгущенное молоко не завозилось в крупный гипермаркет города. Считаю, что повышение количества торговых павильонов на улицах Омска приведет к позитивным последствиям для местных производителей. Данный шаг крайне важен для поддержания конкуренции. Чем больше будет альтернативных точек продаж, тем лучше для крупных местных производств. Однако как будет на самом деле, я пока сказать не готов.
Игорь Попов, депутат Заксобрания от «Единой России», вице-президент АО «Высокие технологии»:
– Главное – НТО должны быть унифицированы. Чтобы они не выбивались из общего контекста города, это основная проблема, на которую обращали внимание и СМИ. Например, проспект Маркса из-за этого стал пёстрым-препёстрым, там и так здания с обветшавшими фасадами, так ещё и внизу всё пёстрое и непонятное. Понятно, что это магазины, недвижимость, но и в том же контексте у нас и НТО. Естественно, хорошо, что эту сферу урегулировали, нет такого бардака. Есть и схема размещения, которая утверждена.
С точки зрения управления городом нужно, конечно, определить, какое количество НТО необходимо для обеспечения потребности жителей. Исходя из этого и формируется количество мест, которое выставляется на аукцион, победитель которого и ведёт торговлю. В этом плане сама схема цивилизованная, функционирующая уже в течение многих лет.
Вопрос по унификации – какие-то нелепые рекламы, ещё что-то, это всё нужно урегулировать. Чтобы выглядело стильно и привлекательно.
Почему вообще появилась система для НТО? Чтобы выходили на рынок те, кто победил в борьбе на аукционах на осуществление деятельности. Правила игры тоже нельзя резко менять, потому что из определённого числа объектов, которые есть, предприниматель и рассчитывает, и если увеличивать число НТО, прибыль просто размывается, и весь эффект можно спустить в мусорную корзину. Рассчитывал на одно – получил другое. В этом плане нужно быть предельно аккуратными.
Арсен Пономарев, директор ООО «Новатор»:
– Я поддерживаю наличие таких точек, их должно быть очень много, причем специализированных: по продаже фруктов, хлеба, мороженого, молочных продуктов, газировки и соков и др. По какой причине происходит зачистка у нас в регионе? Возможно, с одной стороны, это попытка заслужить «любовь» Москвы, действуя по их подобию: там Путин сказал Собянину, что надо убрать эти объекты. Вторая причина в том, что местные власти, конечно, поддерживают малый бизнес, но каждый – аффилированный с ним. Новый человек приходит к власти и сносит объекты, которые были связаны с его предшественником. Этих микроскопических «войн» не избежать: определенным сетям киосков будут покровительствовать те или иные местные политические фигуры.
Так или иначе, уличная торговля имеет свои плюсы для потребителя, не являясь при этом проблемой для сетей. К примеру, выстроились в ряд несколько киосков разной специализации, человек сделал покупки и не приобрел ничего лишнего «за компанию», что неизбежно произошло бы в супермаркете. Есть немало плюсов и для производителей: например, если продавать хлеб от определенной пекарни в киоске, это позволит пробиться на рынок, что сложнее сделать через сети: в их ассортимент в принципе не так просто попасть. И эта ситуация будет только усугубляться с постепенной монополизацией сетей и изменением законов – например, запрет возвратов, который неизбежно вынудит сети уменьшать заказы, чтобы на полках не оставалось не купленных излишков. А в тех же киосках можно достаточно точно определить нужный объем товара, который приобретут за день.
Татьяна Шнейдер, член Федерального совета Партии «Яблоко»:
– Честно говоря, не вижу смысла в установке торговых объектов. Во-первых, они уродуют лицо города, во-вторых, никаким образом не способствуют развитию малого бизнеса. На мой взгляд, в спальных районах города таких НТО предостаточно.
Вместо торговых павильонов в центре города было бы правильно установить урны для мусора, которых порой не найдешь. Но ведь урны не платят налог, видимо, поэтому замыслили НТО.
Дмитрий Шадрин, директор ООО «Формат»:
– Сложный вопрос. Уже 10 лет по этому поводу идет разговор, и толком ничего не решается. Минпромторг сказал, а толком никто не понимает, что имели в виду, какие киоски, в каких местах? Прямо в центре города, на площади Ленина? Или где-то в другом месте – новом микрорайоне, где еще нет стационарных магазинов, чтобы хоть что-то там было, установить павильон? Я считаю, в нестационарных объектах должен быть тот ассортимент, которым там можно торговать. Там бы оставить табак, сувениры, печатную продукцию. Может, еще какой-то аналогичный этим трем категориям ассортимент. Вот, пожалуй, и все. С табаком проблема: даже в магазинах закрытые боксы. Как им теперь торговать в киосках, которые выглядят вполне себе как элемент городской среды? Мы помним былые времена: стоит киоск, написано «Табак», и там все это дело продается. А теперь это запрещено. В общем, с точки зрения регулирования торговли – накуролесили такого, что уже думаешь: когда разматывать это в обратную сторону будут? А вообще я считаю, что загромождение центральных улиц города нестационарными торговыми объектами – разными, как-то заранее плохо спланированными или стихийно расположенными – на мой взгляд, не нужно.
Вадим Солобоев, директор ООО «Холлифуд»:
- Малый, даже индивидуальный, предприниматель нужен и крайне важен для общества, так как он культивирует в обществе идеологию инициативы, поиска, развития, создает рабочие места и дополнительную конкуренцию, что неминуемо ведет к повышению качества услуг и снижению их цены для потребителя (а это, в свою очередь, невозможно без повышения производительности труда). Кроме того, он растет и создает средний и крупный бизнес - нет среднего и крупного без малого. Но непонятно, почему вдруг посчитали, что именно через киоски возродится малый бизнес. Считаю, что для сегодняшнего дня это уже неподходящая форма бизнеса, в отличии от девяностых. Тогда киоски росли на не занятом цивилизованной торговлей рынке, приближая продукт к месту жительства или пути движения покупателя. Сейчас практически у любого в шаговой доступности Магнит, Пятерочка или другой магазин у дома. Кроме того (если говорить о розничной торговле продуктами питания), появился средний формат экспресс-гипермаркета у дома, например, Победа, Новатор, которые также приблизились к месту жительства. Думаю, киоски — уже не удобное место покупки для покупателя, привыкшего за последние годы к цивилизованной торговле. Да и добиться в них нормальных условий, удовлетворяющих Роспотребнадзор, вряд ли удастся. Исключение, может быть, составляют специализированные сигаретные и им подобные киоски с монокатегорией товара, потребляемого на ходу. Но, в рамках политики с курением их нужно, наоборот, ограничивать. Как, собственно говоря, и преобразовывать установку максимальной розничной цены в минимальную (как в алкоголе), иначе как-то нелогично получается. Пожалуй, пока зеленый свет по киоскам представляет интерес, кроме сигаретников, еще для фруктовиков и в некоторой степени для цветочников. Да и с чего правительство взяло, что предприниматель сейчас кинется открывать киоски? Во-первых, нет доверия, что их через некоторое время опять не закроют (у нас так часто бывает). Во-вторых, уже сформировалась высокая локальная конкуренция других форматов. В-третьих, чтобы конкурировать по цене с сетевыми структурами, придется открыть сотни киосков, чтобы получить экономию на мультипликации.
Татьяна Нагибина, председатель омского отделения партии «Яблоко»:
– Конечно же, я за малый бизнес, но категорически против бардака. Разве нам не хватает того, что имеем? И сейчас благодаря многим установленным киоскам (часто без разрешения) жители лишаются пешеходного тротуара. Часто можно наблюдать антисанитарное состояние в этих ларьках, особенно при продаже быстрого питания. Или теперь плюс – это дополнительные сборы денег с продавцов? Или всё-таки назад в прошлое, опять к палаткам и ларькам, возврат в 90-е? Повсюду грязь и мусор. А вы заглядывали, что у нас между установленными киосками, какие кучи мусора «украшают» улицы?
Для чего дают разрешение на землю, и она потом застраивается? Очень много городских скверов с огромными торговыми комплексами, где зачастую пустуют торговые площади. Может, лучше подумать над снижением аренды в этих торговых центрах?
Натела Полежаева, главный врача санатория «Рассвет»:
– Я думаю, что в идеале, если бы с нашей экономикой российской, и в частности омской, было бы все отлично, их надо было бы убрать, эти киоски, потому что они, конечно, уродуют облик города. Но в то время, когда большинство россиян неплатежеспособно, это возможность для них купить что-то чуточку дешевле. Давайте будем прямо говорить – ведь крупные торговые сети в это не всегда качественный товар, да и вообще в большинстве случаев своеобразная мафия, которая наживается на нас с вами. А должна быть альтернатива. Так что уверена: киоски стоит поддержать. Это наш малый бизнес, который дает рабочие места людям, а омичам возможность приобрести какой-то товар, который не всегда купишь в крупном магазине. Давайте рассматривать это как своеобразный НЭП – новую экономическую политику.
Владимир Казанин, депутат Омского городского Совета от «Коммунистов России», ведущий «12 канала»:
– Это малый бизнес, о котором я в комментариях для вас уже говорил, и в то же время я сам ранее много делал сюжетов и программ на тему несанкционированной уличной торговли. Вот как бы за этим валом она и не пошла на нас. Когда ставили свои ларьки где хотели, уродуя улицы, так что это палка о двух концах. С одной стороны это хорошо, с другой – надо будет чётко посмотреть, что там за закон. Каково право размещения этих НТО, как их будут ставить – каждый где захотел? Тогда у нас будет вокруг ДК имени Малунцева, как в городке Нефтяников или остальных культурных объектов, всё заставлено, а потом это убирали и половина из тех павильонов была незаконной. Хотелось бы законности и чтобы это согласовывалось с архитектурой.
При этом я считаю, что в Омске относительно нормальная ситуация, она стабилизировалась. Более-менее всё законно, не ставят, уродуя улицы. И не сказать, что НТО мало. Их приличное число, я вот вчера на улице Бархатовой проходил – еле протиснулся между двумя киосками. Надо просто регламентировать, сколько, чего и как. Предприниматели тоже ведут себя своеобразно – увидят, где хорошо продаются цветы, и ставят на одной остановке по четыре киоска с цветами. Растащили друг у друга клиентов, и ни себе, ни людям. И становится уже ни одному невыгодно торговать. Это какое-то истеричное поведение, но оно у нас, бывает, что преобладает.
Нэлли Бут, директор Омского музыкального театра:
– У нас уже года два как никаких киосков на площади у театра нет. Их убрали. Есть киоск с мороженым, который на зиму демонтируют. Все остальные объекты вокруг театра, насколько я знаю, считаются стационарными. Сейчас запланирована реконструкция театральной площади, в ходе которой предусмотрены подобные нестационарные объекты. Площадь наша – территория с большой проходимостью, молодежь собирается, мамочки гуляют с детьми – должны быть места, где элементарно можно было чаю выпить или что-то перекусить. Я не против подобного, но объектам этим необходимо придать современный вид, чтобы было красиво, существовало некое единообразие, и чтобы было удобно для людей.
Алексей Ложкин, депутат Омского городского Совета, координатор Омского регионального отделения ЛДПР:
– Мы выступаем против самовольной установки НТО, в Горсовете вот депутаты создали рабочую группу по муниципальным рынкам, и тогда мы обращались в Минимущества. Спрашивали о Левобережном рынке, у которого пустует земля, забронированная под метро. Чтобы как раз там образовать зону уличной торговли. Она должна быть под присмотром, чтобы не была хаотичной, не вносила беспорядок в городе. Если будет принят такой законопроект, который будет вносить хаос, то мы вернёмся обратно в 90-е с кучей ларьков. Поэтому функцию присмотра могут исполнять муниципальные рынки, тем более они сами готовы это организовывать. Это должны быть специально оборудованные места, которые бы не мешали местным жителям. Потому что мы помним, что даже те самые губернские ярмарки – после них оставались коробки, обёртки, которые потом ветром заносило во дворы. И люди были этим недовольны. Поэтому если такое будет принято, то кто-то должен нести ответственность.
Конечно, есть угроза, что на этих рынках идёт наличный расчёт, не получится ли это очередная «кормушка» для кого-то – вопрос.
Если это палаточные места, они должны быть оборудованы, а не так, что где заявитель хотел, там и установил. Должен быть чёткий порядок. А так будут ставить хоть во дворе или рядом. Особого усердствования мэрии в борьбе с НТО я в последние годы не видел. Да, ведётся некое упорядочение, мы это слышим на заседаниях комитетов, потому что павильоны ставятся самопроизвольно, порой мешают движению машин, пешеходов, так что это в любом случае должно быть согласовано. Кроме того, бывает и что кто-то срубил дерево и поставил на его месте киоск, кто-то поставил на трубы, поэтому в любом случае уличная торговля должна быть согласована под руководством определённых структур. Потому что потом за предпринимателем нужно убрать мусор – или он добровольно должен это сделать, или разработать меры и принудить его.
А ресурсоснабжающие компании должны предоставить в округа схему своих сетей, чтобы было понятно, что вот здесь сети, на них ставить нельзя. Тем более мэрия над этой схемой размещения НТО уже работает.
Андрей Семикин, ресторатор:
– Постановление федерального ведомства, на мой взгляд, касается больше Москвы. С приходом туда мэра Собянина там как раз началась планомерная борьба с киосками. Нашего города это не касается. И потом, я убежден, что владельцы этих самых киосков не приносят реальных доходов в бюджет, платят в основном арендную плату. Тогда какая же от них польза?