Преподаватель факультета компьютерных наук ОмГУ рассказал, во что вылилось для него желание возглавить факультет ради того, чтобы вдохнуть в его деятельность новую жизнь.
- Как, все-таки, получилось, что вы пропустили выборы, на которых вы были кандидатом?
- По решению ректора, выборы декана могут проводиться на ученом совете факультета либо университета. Мы с четырьмя другими кандидатами ходили к ректору с предложением о вынесении выборов на ученый совет университета. У нас приняли документ, где были изложены наши аргументы, но беседы не получилось, и мы ушли ни с чем. Я считаю, когда восемь человек выбирают из пяти кандидатов, это едва ли соответствует представлениям о демократии... Другое дело — ученый совет университета, где с большей вероятностью будут представлены разные мнения.
- Почему вас не уведомили о времени проведения выборов?
- На сайте была указана только дата — 26 декабря — без времени. Двух кандидатов, которые входят в ученый совет факультета, уведомили повесткой — это я узнал уже после выборов. А мы с еще одним коллегой в ученом совете не состоим, и, если бы это было обычное заседание, нас и не должны были на него приглашать. Но другое дело — выборы декана, в которых мы являемся кандидатами. Не позвать нас, вынудить бегать где-то и узнавать самостоятельно — это странно.
- Получается, даже проведя свое «расследование», вы не смогли узнать, когда пройдут выборы?
- А почему я должен был проводить расследование? Все кандидаты на должность декана должны быть в равных условиях. Почему один из кандидатов сам выбирает время заседания, а остальные должны бегать и проводить расследование. Это просто какое-то начальственное хамство. Мы знаем, что традиционно ученый совет факультета собирается в 13:30. В это время мы и пришли в деканат. Я поздоровался с секретарем деканата, спросил, где декан, мне ответили, что он на обеде. Я пожал плечами, развернулся и ушел. Сидеть и охранять двери в деканате для кандидата в деканы унизительно, поэтому я просто уехал.
- И выборы прошли без вас. Получается, вы даже не смогли выступить перед советом, рассказать о своей программе...
- В связи с этим я обратился в ректорат с требованием отменить результаты выборов. Подробно описал ситуацию. Ректор предоставил мне письменный ответ, в котором указано, что 28 ноября информацию о месте и времени проведения выборов довели до заведующего моей кафедры. Хотя документы на выборы я подал только 10 декабря! И причем здесь заведующий моей кафедры? На выборы я шел как самовыдвиженец. Кроме того, мне написали, что информация была размещена на стенде ФКН, но я лично регулярно проверял стенд, и ее там не было. Далее: мне пишут, что данные имелись в отделе кадров и могли быть предоставлены по требованию любого кандидата. Видимо, мне нужно было сходить в другой корпус, где располагается отдел кадров, и спросить, не знают ли они, случайно, когда будут выборы... И, наконец, мне пишут, что 26 декабря в 13:30 в деканате, по словам его сотрудников, меня не было! Якобы, это подтвердил и декан, который был там в это время, хотя мне сказали, что он был на обеде... Финал ответа и вовсе фееричен, цитирую его дословно: «Дополнительно отмечу, что кандидатура Гуца (действующий декан) была поддержана на ученом совете ФКН единогласно, в связи с чем ваше отсутствие на заседании по существу не повлияло на решение ученого совета». Эту циничную фразу даже комментировать сложно.
- Почему вы хотели стать деканом?
- Я бы описал ситуацию на факультете как «застой». Руководство совершенно не заинтересовано в развитии факультета и качественном обучении студентов. Главный лозунг: «Лишь бы не было проблем». Это приводит, в частности к тому, что идет колоссальное давление на преподавателей, даже если знания студента объективно неудовлетворительные, поставить ему заслуженную оценку фактически невозможно. Сейчас у нас так называемое «поколение юристов»: при малейшем поводе студенты начинают искать лазейки, чтобы обратить ситуацию в свою пользу и куда-нибудь пожаловаться. Студент получает двойку несколько раз, на всех существующих этапах сдачи и пересдачи, но всегда находится причина для апелляции, причем формальная. Руководство факультета жутко боится, что студенты или их родители куда-нибудь пожалуются. В итоге оно принуждают преподавателей ставить тройки откровенным прогульщикам и бездельникам. Руководство - лучшие друзья двоечников и враг преподавателей. Есть в этом и коммерческий интерес. Каждый студент — это деньги: на коммерческом обучении он платит их сам, на бюджетном — за него платит государство. И если раньше на каждого человека выделялось финансирование на пять лет, и неважно, дойдет ли он до конца, то теперь платят порционно и лишь за тех, кто числится. Таким образом, каждый отчисленный из-за «неудов» студент — это потеря финансирования. И ресурсами распоряжается руководство ФКН. Отчисления есть, но их объем всячески стараются сократить. Как результат, появилась целая группа студентов, которые не ходят на занятия и даже на экзамены. Приходят сразу на пересдачу, получают «неуд» и бегут жаловаться в деканат, где им рассказывают, какие плохие у нас преподаватели, и диктуют текст жалобы о нарушении их прав преподавателем. Лишь бы студент не пошел жаловаться куда-нибудь еще уже на само руководство ФКН. Причем нарушения надуманные и часто выглядят нелепо, но руководителей это не интересует.
- А если говорить об организации учебного процесса?
В последнее время происходят странные вещи. В сегодняшних условиях становится тяжело работать и, если честно, стыдно перед студентами. Так, в этом году на наш факультет выделили очень много бюджетных мест — около 120. Наш корпус располагается в здании бывшего детского сада, помещений, куда можно поместить большое количество людей, там всего три. Лекционные потоки формирует руководство. Вот они и сформировали потоки по 90 студентов. А большие аудитории рассчитаны на 70 мест. Я лично наблюдал картину: в учебную аудиторию занесли лавочки из коридора, и студенты, согнувшись в три погибели, писали лекции на коленках. Я считаю, что это нечеловеческие условия. Или, к примеру, группе из 16 человек поставили пару в аудитории, где всего 10 компьютеров и 12 стульев. И что теперь, как в сельской школе середины прошлого века, сажать студентов по двое за один компьютер? Перед студентами просто стыдно. Я сам видел профессора нашего факультета, который в сентябре бегал по корпусу и искал свободные стулья по аудиториям, чтобы посадить студентов.
- Кто отвечает за организацию учебного процесса?
- Декан лично. Об этом написано в Положении о факультете ОмГУ.
- Вы пытались обращаться за помощью?
- Приведу цитату А.К Гуца: «После первой сессии часть студентов отсеется и тогда всем места хватит». Сами делайте вывод о заинтересованности декана в успеваемости студентов. Правда, после сильных протестов части преподавателей в сентябре, нашли временное решение — часть лекций перенесли в другой корпус. Тоже не самый удобный вариант: перемена всего 10 минут. Зимой 5 минут уходит на то, чтобы одеться в одном корпусе, и 5 минут, чтобы раздеться в другом. На перемещение между корпусами времени не остается. А на следующей перемене надо также переместиться обратно. Причем проделать это должны 90 студентов и преподаватель. Сами представляете, как это влияет на учебный процесс.
- Студенты не жалуются на такую организацию учебного процесса?
- На первом курсе студенты еще не понимают, как должен быть организован нормальный учебный процесс. Для них всё новое. На курсах постарше происходит отсев, численность групп становиться меньше, потому что многие перестают ходит на занятия. Можно считать, что голосуют ногами. А те, кто остался, приспосабливаются и ходят со своими ноутбуками.
- А у кого на факультете есть инструменты для того, чтобы бороться с такими нарушениями дисциплины?
- Я уже говорил, что за организацию учебного процесса отвечает декан. Попытки преподавателей наказывать студентов за пропуски вызывают у него раздражение. На одного из преподавателей, который отмечал присутствие студентов на занятиях и подавал сведения в деканат с просьбой принять меры к прогульщикам, руководство ФКН устроило откровенную травлю. В течение месяца придирались к каждой мелочи и даже требовали у ректора объявить ему выговор. Но обвинения были настолько надуманными, что дисциплинарное взыскание было объявлять просто не за что. При этом, по закону об образовании и согласно правилам внутреннего распорядка ОмГУ, студент обязан посещать все занятия. А ответственность за соблюдение закона и правил внутреннего распорядка возлагается на декана. Но у руководства своеобразные представления о своих обязанностях. Если студенты не жалуются на них в прокуратуру, значит, нарушений закона нет. А при полном отсутствии контроля некоторые студенты расслабляются, особенно учитывая их небезосновательную уверенность в том, что им все равно, скорее всего, «нарисуют» тройки. Следует отметить, что у нас много хороших ответственных студентов, которые учатся, потому что хотят учиться. Но дипломы в итоге получают все одинаковые.
- Какие еще вещи, по-вашему, надо менять?
- Надо развивать взаимодействие с различными компаниями, по этому пути уже давно пошли многие вузы, обучающие айтишников. У многих компаний есть специальные программы для вузов: бесплатное предоставление программного обеспечения, переподготовка преподавателей, стажировки для студентов и т.д. Всем этим нужно активно пользоваться, польза будет и преподавателям, и студентам. Сейчас у факультета есть несколько договоров с компаниями, но они все только на бумаге и совершенно не работают. Потому что с компаниями надо работать. Надо встречаться, надо обсуждать вопросы, по которым мы могли бы быть полезными друг другу, но ничего этого нет. Кроме того, на мой взгляд, необходимо менять развивать систему взаимодействия с абитуриентами. Сейчас представители нашего факультета ездят по школам и раздают листовки — я считаю, что это устаревшая форма коммуникации. Мы — факультет компьютерных наук, но не пользуемся доступными нам технологиями, а ведь можно было бы полноценно использовать для взаимодействия те же соцсети, мессенджеры и др. Нужно учитывать специфику современной молодежи и то, какими каналами для связи они привыкли пользоваться. Тем более, что наши потенциальные студенты ориентированы именно на использование компьютеров во всех сферах жизни.
- Декана выбирают на пять лет. Можно ли предположить, что за этот срок так ничего и не изменится?
- За предыдущие пять лет ничего не изменилось. А ведь декану факультета А.К Гуцу уже 71 год, наивно думать, что человек в таком возрасте изменится и начнет работать по-другому. Но у нас на факультете много неравнодушных людей, которым дорог факультет и дело, которым они занимаются. Сейчас я готовлю обращение в федеральное министерство науки и высшего образования с изложением всего беззакония, которое у нас творится. Понимаю, что из-за своей активности я могу стать «опальным» преподавателем, и под вопросом оказывается мой контракт, срок которого истекает летом... Но хочу, чтобы и меня поняли: речь идет о благородстве профессии преподавателя, о моей личной ответственности за качество выпускаемых студентов. Я не хочу ничего ломать и рушить, и мною не движет карьеризм и желание занять руководящую позицию: я просто не хочу оказаться в болоте, хочу изменить ситуацию пока это возможно. Да, государственная система несовершенна, и в чем-то она вынуждает принимать какие-то меры ради сохранения финансирования. Но, на мой взгляд, лучше сосредоточиться на совершенствовании учебного процесса, чем выходить из ситуации простыми способами и «натягивая» тройки. Как преподаватель, я мало что могу сделать: мне дают расписание, и я учу студентов. Но необходима организационная работа. В чем-то я понимаю студентов, которые ходят через раз: это физически тяжело — находиться в небольшом помещении, где работают компьютеры и сидит еще почти 20 человек. Эти вопросы надо как-то решать. И важен контроль за текущей успеваемостью и посещаемостью. Когда я сообщаю в деканат об отсутствии на занятиях отдельных студентов, мне говорят: «Проявите педагогическое мастерство». Видимо, по мнению деканата, я должен поехать к студенту домой и там, проявляя педагогическое мастерство, уговорить его прийти ко мне на занятия. Но, на мой взгляд, декан должен приглашать отстающих студентов для беседы еще до того, как ситуация станет непоправимой.
Семен Петров
От редакции: обращаем внимание читателей на то, что мы сознательно не принимаем чью-либо точку зрения и готовы выслушать и обнародовать мнение всех сторон конфликта.