Омский архитектор о деградации в сфере подготовки кадров с дипломной записью «архитектор».
Архитектурное образование нынче востребовано. Обучение по программе «Архитектура – бакалавриат» ведут аж 95 ВУЗов России. Практически в каждом городе с населением более 500 тысяч жителей есть ВУЗ, а кое-где и по два, где готовят «музыкантов для камня». Специальность модная и цена образования высокая, бизнес – ёмкий, по 2017 году от 80 до 250 тысяч в зависимости от престижа архитектурной школы. Во времена советские не в каждом миллионнике готовили архитектурные кадры с дипломной записью «Архитектор». Сегодня же даже строительные техникумы выпускают «архитекторов», хотя совсем недавно, года 3 назад, готовили «техников-архитекторов», и никого это не оскорбляло. Наоборот, умелый техник всегда становился крепкой опорой профессионала. А что же случилось тогда с самой архитектурой, в чем причины деградации пространства вокруг?
В Омске благодаря усилиям и авторитету академика КАРИМОВА Альберта Минихановича готовить архитекторов начали в СибАДИ с 2009 года. Вначале по программе «специалитет». Время безжалостно. После смерти Альберта КАРИМОВА и Владилена ВОЙЛОШНИКОВА, на кафедре практически не осталось преподавателей с архитектурным образованием. Поэтому программы составляются с учетом их отсутствия. Бедняги художницы и дизайнеры тянут все лямки. Сейчас архитектурной кафедрой заведует выпускник ПГС, руководят дипломными работами выпускники ПГС, трудятся здесь и другие экзотические специалисты, что делает ситуацию патовой. Это я о судьбе архитектурного образования Омска в целом. Должно ли оно стать предметом заботы губернских властей, где я постоянно поднимаю вопрос – не знаю. Но понятно, что все-таки стоит задуматься и об этом в еще миллионном Омске (пока даже без китайских поселков). Архитектурная школа, ее традиции формируются не один год, надеюсь, что шансы не потеряны.
Я долго допытывался о принципах конкурса на замещение должности заведующего кафедрой архитектурно-конструкторского проектирования. Понял, что требования о наличии архитектурного образования нет. Главное – это кандидатская (или докторская) степень потенциального кандидата на должность, аттестация доцентом (профессором). В принципе все. Даже подходящий по критериям гинеколог (очень нужная в медицине профессия) имеет полное право обучать будущих омских архитекторов. Он может вести лекционные занятия по программе и практику о формировании пространства, готовить выпускников к защите выпускной аттестационной работы (ВКР). И вперед – в жизнь, дорогие мальчики и девочки! Кажется, что выпускник факультета ПГС (промышленное и гражданское строительство) не слишком далек от обучаемой специальности, но трагизм в том, что, не пройдя обучение в «классическом» архитектурном ВУЗе, не получив практику, с большим трудом можно понимать задачи и цели воспитания архитектора, структурирования его мышления как специалиста, гражданина, творца. Во все времена учились у мастеров профессии, у мастеров слова. Знаю прекрасных выпускников ПГС, конструкторов от Бога, людей на своем месте. Это и Любчич И.Н., и Столбова Т.В., это и Балль А.И. и многие другие мои друзья, товарищи. Каждый из них с почтением относился к нашей профессии, а мы знали, что для них нет сложных задач. Суррогат, который предлагается сегодня для архитектурного Омска – как назвать это явление?
Высокообразовательный «ликбез», цель которого, похоже, просто занять молодежь, дает возможность на этом заработать. И бизнес-планы разного типа дельцов выбрасывают в жизнь весьма разношерстный, низкообразованный, но амбициозный контингент. Могу судить об этом, участвуя в работе ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии). Не выходит из памяти парнишка из колледжа, недовольный оценкой его работы. Он после защиты сломал макет, пытался порвать листы. А еще одна дипломница, теперь уже из ВУЗа, пинком открывшая дверь аудитории после своего неудачного доклада! Жалко девушку, комиссия верно оценила ее работу. Кстати, состав студентов за годы изменился. Раньше это была в основном мужская профессия, сегодня на этих факультетах прочно освоились «румяные гимназистки».
Всем кажется, что нет ничего проще, чем выполнить проект жилого дома. Примеров не счесть, почти каждый простой горожанин или студент могут порассуждать на эту тему. Но только не студенты-«архитекторы» последних выпусков СибАДИ. В 2017 году, принимая зачетные курсовые проекты многоэтажек за предыдущие годы, я убедился в полном отсутствии знаний предмета. Ни знаний конструктива, ни планировочных принципов, не говоря уже об архитектурном решении. После нескольких переделок и дополнительных лекционных занятий подарил всем по «тройке». Одна студентка умудрилась и вовсе за ночь «выполнить» новый проект. На вопрос «Откуда!? Украла, что ли!?», студентка, не моргнув глазом, дала утвердительный ответ. Хотел сперва выместить всю злобу, но зная, что процедура «выгнать из института» для ВУЗа практически нереальна, потребовал доделать предыдущий вариант. В СибАДИ студенты четвертого курса могут учиться с долгами за первые два, причем по профильным специальностям, и это нормально. А ведь такая «девица» на законных основаниях когда-то с «тепленького местечка» в какой-нибудь администрации и будет определять развитие территории. Вот для таких горе-специалистов и пишут многочисленные инструкции и регламенты, чтобы чего не натворили. И, понятно, все начинается со школы. В советские времена шансы поступить на «архитектурный» были только у отличников и крепких хорошистов. Сейчас же и троечникам рады, если за деньги. Хорошо сказала одна главный бухгалтер: «Трагедия случилась, когда соединили образование и деньги в одну корзину». Мы-то помним, что одного «доктора технических» алчность довела до тюремных нар. Кстати, во времена такого героя из этого самого СибАДИ студенты-архитекторы сидели на стульях – «убийцах одежды». Особенно страдали девушки. Хорошо, что новый ректор немного исправил ситуацию.
Иногда знакомые советуются, куда направить на обучение профессии. Если на архитектора, то, к сожалению, не могу рекомендовать наш город. Есть много городов, где преподают архитекторы с солидным стажем работы со студентами, с наработанной методикой и программой, где вначале проходят теоретическую часть, потом лишь приступают к курсовому проекту. Но эту последовательность и порядок может ввести только выпускники «классических» архитектурных ВУЗов. И это понятно, если без интриганства, без «звездения» не на своем полушарии, без потакания со стороны наших коллег-архитекторов, дорвавшихся до бесплатных студентов - чертежников. Философия «рука - руку моет», на мой взгляд, не подходит для становления будущих граждан. Можно, конечно, определить назначение кафедры в СибАДИ как подготовку чертежников для столичных творцов, но признать и принять это противно. Встречая способных студентов, всегда хочется вложиться по-максимуму, несмотря на десятку тысяч помесячного тарифа, и это при полной учебной нагрузке. К сожалению, такого контингента студентов все меньше и меньше. «Повезло», – говорят выпускники предыдущих лет, – мы слушали самого Каримова». Он в ком угодно пробуждал любовь к профессии. Как-то он мне признавался, что любит читать лекции в Новосибирске, где относились к нему подобающе и гонорар за несколько выездных занятий был много выше его месячного заработка в Омске при всех его заслугах на страницу А4. Я уже не говорю о лаборантках за «минималку». Но ведь работают, стараются.
Омский Союз архитекторов готов помочь, находить время в плотном режиме работы для профессиональных занятий. Но дела можно вести с равными себе архитекторами от образования, на одной платформе. Если по-современному – на одной «материнской плате», с полным пониманием, что тебя слышат. Тогда и обновления программы уложатся правильно. Да будет так!