Минфин РФ предлагает перечислить в Резервный фонд 900 млрд. руб. нефтегазовых сверхдоходов, накопившихся в госказне по результатам исполнения федерального бюджета в 2012 году. Эти деньги минфин копит и, вопреки критикам, предлагающим направлять излишки на инвестиции, намерен придерживаться тактики накопления до 2017 года.

Проект приказа минфина подготовлен в исполнение пока еще не вышедшего постановления правительства «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году». Минфин называет точную сумму «излишков» — 900 млрд. руб. — и дает Федеральному казначейству поручение перечислить эти деньги с единого счета федерального бюджета на счет Резервного фонда. Решение это является техническим — согласно закону о бюджете-2012, в Резервный фонд должны быть направлены все нефтегазовые доходы сверх 5,553 трлн. руб. (если они не понадобились на замещение заимствований и поступлений от приватизации). Согласно данным об исполнении бюджета-2012, за год нефтегазовых доходов поступило на сумму 6,453 трлн. руб. — установленный законом минимум превышен как раз на 0,9 трлн. руб.

Средства Резервного фонда находятся на счетах минфина в ЦБ РФ — 45% в долларах, 45% в евро, 10% в фунтах стерлингов. Как видно из диаграммы, накануне последнего кризиса ситуация с размером этой «кубышки» была лучше, чем сейчас. Осенью 2008 года объем Фонда находился на максимальном уровне — $140 млрд. В 2009 году на закрытие бюджетного дефицита было потрачено 3 трлн. руб. накоплений, в 2010-м — еще 1 трлн. руб. В результате объем Фонда сжался почти в шесть раз — до минимальных $25 млрд., и минфин с уверенностью заявлял, что при всех расчетах он вскоре прекратит свое существование. Однако Фонд выжил. В 2011 году нефть стала расти в цене, и накопления Фонда власти уже не использовали. В январе 2012 года в него было направлено более 1 трлн. руб. нефтегазовых сверхдоходов, образовавшихся по итогам 2011 года, размер резерва вырос сразу в 2,2 раза — с $25 млрд. до $62 млрд. Оформленное вчерашним приказом новое перечисление нефтяных допдоходов увеличит объем фонда еще в полтора раза — с 1,89 трлн. до 2,79 трлн. руб., или с $62 млрд. до $92 млрд.

Дальнейшее существование Фонда связано с бюджетным правилом, основанным на расчете базовой цены на нефть. В 2013-м это цена Urals за последние пять лет, затем срок отсечки будет ежегодно увеличиваться на год, пока в 2018-м не достигнет десяти лет. Если цена на нефть будет выше базовой, избыток доходов будет пополнять Резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП. По расчетам минфина, произойти это должно лишь в 2017 году. После этого нефтегазовые деньги должны разделиться на два потока. Первый потечет в другой суверенный фонд — Фонд национального благосостояния, а второй будет направлен на некие «инфраструктурные и другие приоритетные проекты с ограниченным сроком действия».

В противовес правительственным экспертам многие независимые экономисты настаивают на инвестировании средств Фонда в подобные проекты не дожидаясь 2017 года.

Игорь Федоров