Истец в шоке – теперь любые заявления о преступлениях можно перевести в жалобы.
Сегодня в уголовной коллегии Омского областного суда было рассмотрено вроде бы не слишком громкое, но очень интересное дело. В нём замначальника отдела Управления по борьбе с экономической преступностью и коррупцией УМВД по Новосибирской области, полковник Сергей Гребёнкин добивался признания незаконными бездействия омских полицейских в отношении поданного к ним от него заявления.
Ранее Следственный комитет возбуждал против полковника уголовное дело, о котором БК55 расскажет позже – оно связано с временами, когда полицейский работал начальником ГУЗР Омской области, ведомства ныне уже не существующего. Возбуждал и вёл безуспешно – всё равно не смог довести его до суда.
Теперь же Гребёнкин требовал признать незаконным то, что в ОРЧ собственной безопасности УМВД по Омской области не занесли его заявление в КУСП (книгу учёта сообщений о происшествиях), а перевели в категорию жалоб.
«Что должен был сделать начальник УСБ? Зарегистрировать заявление и провести проверку. Если он хотел передать в управление «Б», что он сделал, он должен был написать рапорт на имя начальника УМВД, что он не сделал. Начальник УМВД мог бы отправить этот рапорт на проверку в УБЭП. Там, проведя проверку, должны были сделать заключение за подписью начальника управления. Ничего этого сделано не было. Это сделали чины гораздо ниже рангом. Но в целом не имели права направлять жалобу в ту структуру, на которую я жалуюсь. Кроме того, у меня в заявлении было указано пять нарушений. Ничего из этого не приняли во внимание. Далее – они наказали сотрудника. Они не имели права его наказывать, срок привлечения к дисциплинарной ответственности там давно прошёл. Но меня не это интересует. Меня интересует просто чтобы зарегистрировали заявление именно как сообщение о преступлении», – сказал Гребёнкин, обращаясь к судье Александру Лопарёву.
Заявление Гребёнкина же касалось эпизода, когда оперуполномоченный Никифоров незаконно подделал справку о его якобы болезни, в результате чего уголовное дело против Гребёнкина, которое вёл Следственный комитет, было приостановлено. А должно было быть вообще закрыто. Впрочем, дело и вообще расследовалось целый год и девять месяц вместо положенных по закону двух месяцев. Чтобы продлить расследование более чем на год, представители омского управления Следственного комитета добились разрешения на продление у одного из замов председателя ведомства Александра Бастрыкина.
Своё требование полковник обосновывает 144-ой статьёй УПК. Если же нарушение, о котором он написал в заявлении – не преступление, омские полицейские должны провести проверку и отказать в возбуждении уголовного дела.
«Мои права нарушены. Почему-то сообщение о преступлении оценивается как жалоба. На каком основании?» – добавил истец.
Представитель облпрокуратуры Елена Мирошникова доводы истца назвала неосновательными и попросила оставить ранее вынесенное решение Центрального районного суда в силе.
Новые документы по делу ни полковник, ни прокуратура уже не предоставили.
В результате судья ненадолго удалился в комнату совещаний и, вернувшись, озвучил решение: истцу в его требовании отказать, вердикт Центрального райсуда оставить в силе.
«Я в шоке. Решение судьи сомнению я не подвергаю, его нужно выполнять. Но получается, что после этого в Омской области запросто может появиться практика, когда начальники территориальных органов полиции, получая заявления людей о совершенных против них преступлениях, не будут их принимать, называя это жалобами. И ссылаясь на это решение суда. Суть жалобы, что можно по ней только внутри коллектива провести проверку. Всё, что выходит за рамки коллектива – при жалобе у полиции уже нет полномочий проверять. Опасный прецедент», -– заявил БК55 Сергей Гребёнкин.
Далее полковник дождётся получения письменной копии решения суда и подаст на него кассацию. Её будут рассматривать в этой же коллегии облсуда, но делом займётся уже другой судья.