Федеральные законы, регулирующие сферу госзакупок, продолжают будоражить участников контрактной системы, каждый квартал появляются все новые требования. Некоторые из них вызывают закономерный вопросы: «зачем?».
Некоторые изменения в сфере госзакупок с каждым новым своим витком ставят малый бизнес в зависимое положение, а в последний год эта тенденция все более очевидна. В частности, для участников торгов, потенциальных поставщиков введение специальных счетов накладывает бремя дополнительных расходов, в том числе вводится плата за участие в конкурентных процедурах по 223-ФЗ, вне зависимости от победы в торговой процедуре (заключение контракта после победы не гарантировано и, как следствие, не гарантировано получение прибыли участником), а также плата за услуги оператору электронной площадки в случае победы на торгах (пока только по 44-ФЗ).
Дополнительные расходы для представителей малого бизнеса связаны с позицией электронных торговых площадок и банков. Тенденция сводится к тому, что ранее бесплатные действия на ЭТП становятся платными.
Механизмы контрактной системы перестают быть рычагами контроля со стороны государства, начинается эра рыночных законов. К тому же ввиду дополнительных расходов, которые несут поставщики товаров, работ, услуг среди субъектов малого предпринимательства, повышается и среднее ценовое предложение для заказчиков, что не соответствует целям экономии бюджетных средств, приводя к обратному эффекту – повышению цены контракта (договора). По итогу за нововведения, инициатива которых принадлежит Правительству РФ, платит все равно бюджетная система. Вместе с этим представители малого бизнеса начинают испытывать кризис, потому как ввиду дополнительных расходов поставка товаров малого объема им становится невыгодна, уровень конкуренции на рынке снижается.
«Поднимаемый автором статьи вопрос представляется весьма уместным, если принять во внимание последние тенденции развития контрактной системы и требований к отдельным участникам закупок, предусмотренных ФЗ №223. Несомненно, переход на электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков с 1 января 2019 г. представляется выгодным только для электронных площадок, которые получат легальную возможность зарабатывать на сопровождении процедур. Напротив, для субъектов малого и среднего бизнеса, с которыми заказчики, работающие уже с 1 июля 2018 г., в режиме электронных процедур, это окажется весьма невыгодным, поскольку они более склонны к заключению прямых контрактов (договоров) с заказчиками, в первую очередь, из-за невысокой начальной максимальной цены контракта. Выход на электронные процедуры приведет к увеличению количества признания конкурентных закупок несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие. Особенно очевидным это будет в случае ограничения участия только для субъектов малого предпринимательства.
Несомненно, стоит согласиться с тем, что контрактная система и ФЗ №223 создали определенные правовые механизмы для расширения линейки поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства. Однако такой способ, как ограничение участников только субъектами малого и среднего предпринимательства (15% для ФЗ №44, 18% – ФЗ №223), не может дать должного эффекта, поскольку в условиях электронных конкурентных процедур это приводит не столько к конкуренции, сколько создает условия для искусственного обеспечения заказчиком участия в них хотя бы одного субъекта во избежание признания процедуры несостоявшейся.
Кризисные тенденции в развитии субъектов малого бизнеса также понятны и в связи с ужесточением требований для заказчиков, работающих по ФЗ №223. Поставив последних перед необходимостью увеличить объем конкурентных процедур, законодатель не учел преимущественно внебюджетную природу большинства заказчиков, которые не являются получателями бюджетных субсидий (субвенций), например, унитарные предприятия, или время от времени получают инвестиции из бюджетной системы. Положение о закупках не является универсальным механизмом защиты интересов заказчиков в условиях требований законодательства о необходимости заключать договоры по итогам электронных конкурентных процедур.
Гораздо более результативным представляется не перевод процедур в электронный вид, а предоставление возможности заказчику заключать контракты с субъектами малого предпринимательства посредством прямых контрактов (договоров). Несомненно, это идет вразрез с принципами конкуренции, но позволяет реально увеличить заинтересованность данных субъектов рыночных отношений в участии в закупочных процедурах.
Несомненно, проблемы, поднятые автором статьи, демонстрируют системное противоречие между законодательно закрепленными процедурами и рыночными механизмами регулирования конкуренции на рынке закупок. Неустранимость данного противоречия и приводит к снижению конкуренции на рынке и ухудшению экономического положения таких субъектов, как малые и средние предприниматели», – комментирует Елена Безвиконная, доцент, зав. кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления, ОмГПУ.
«Конкурентные процедуры стали формальностью в определении поставщиков, в большинстве своем заказчик уже знает, с кем хочет заключить контракт. Зачастую выигрывает тот, кто, так или иначе, связан с властью. В Омске муниципалы пользуются системой «электронного каталога» вместо права заключить прямой договор на малый объем, через каталог они формально проводят «торги», но заключают контракты, опять же, по принципу субъективного определения поставщика, т.к. именно сфера закупок малого объема никак не регламентируется. Что касается непосредственно 44-ФЗ, далеко не каждый предприниматель может себе позволить выйти на рынок контрактной системы в связи с дороговизной действий на электронных площадках, которая, в конечном счете, и определяет его предложение, поэтому он попросту не сможет выжить на этом рынке. Там, где присутствуют договорные отношения, не может быть рыночных», – считает Антон Берендеев, депутат Законодательного Собрания Омской области.
«Операторы электронных площадок по новому законодательству взимают плату с победителя торгов. Использование агрегатора «Березка» для закупок малого объема не будет исключением. Каждая площадка навязывает свою систему Электронного документооборота, естественно, на возмездной основе. Банки, открывающие спецсчета для обеспечения заявок, также не упустят возможность заработать. Добавим к этому подорожание топлива, увеличивающее расходы на доставку товара заказчику, и повышение НДС.
Кроме явных финансовых затрат на получение контракта мы получаем еще и временные. Этому способствует и переход закупок с единственным поставщиком по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронный вид по принципу торгов, а также бюрократические проволочки со специальными счетами для оборонзаказа. Каждому известно: время – деньги.
Таким образом, новая система госзакупок, по моему мнению, предполагает перекладывание финансового бремени на малый бизнес, который, в свою очередь, будет либо пытаться это компенсировать увеличением стоимости товара, либо уходить с этого рынка, оставляя место для крупных корпораций, монополистов. К каким последствиям все это приведет? Позволит ли участникам процесса экономить время и деньги, а малому бизнесу развиваться?» – добавляет Анастасия Иванова, руководитель тендерного отдела, ООО «Альтаир».
Юлия Ельцова