С ноября на средства президентского гранта реализуется проект «Город решает: развитие общественных пространств», для участия в котором ищут местных жителей, мечтающих преобразовать важные для них кусочки Омска. Прием заявок уже открыт.
– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о гранте. Насколько серьезные перемены он может подарить участникам вашей программы?
– Грант был получен Ассоциацией «Экологический комитет (Ассоциация ЭКОМСК)». Это грант по развитию гражданского общества, то есть речь не идет о глобальной перестройке пространства, мы работаем с людьми и сообществами, и у нас есть несколько уровней вовлечения. Например, все участники будут обучены современным технологиям организации городских общественных пространств, а три локальных территории, которые будут выбраны, получат ещё и готовую концепцию развития пространства.
– А на какие средства она будет реализовываться?
– Мы будем готовить концепции к тем датам, когда идут грантовые конкурсы. Будем помогать этим участникам устанавливать отношения с грантодателями, чтобы люди могли подать заявки на получение средств. Например, есть программа «Формирование комфортной городской среды». Привлекаем представителей омских властей, которые отвечают за реализацию этой программы в регионе. Есть предварительная договоренность о том, что они встретятся с участниками и расскажут, как сделать так, чтобы именно их заявка получила поддержку. Или программа «Родные города» от «Газпрома». Может быть и такое, что люди найдут спонсоров вне грантовых конкурсов. Тех, кто поддерживает развитие городской среды, немало. На мой взгляд, сложно не столько найти деньги, сколько создать стоящий проект.
– При всем изобилии грантов различного уровня, почему вы считаете, что людям, желающим преобразовать дорогое сердцу местечко, нужна дополнительная помощь?
– Мы хотим помочь этим людям перейти от желания к конкретному проекту, с которым можно будет пробиться к той же администрации. Для того, чтобы получить поддержку, в том числе финансовую, люди должны красиво и грамотно показать, что они хотят сделать. Причем не на словах, а в виде конкретных архитектурных концепций. Проблема в том, что люди зачастую не могут оформить должным образом свои желания. Мы хотим научить этому, рассказать, как достучаться до тех, кто принимает решения.
– А бывают ли случаи, когда омичи могут обойтись собственными силами?
– Действительно, бывает, что люди сами могут сделать много полезного, в том числе и организовать себя, своих соседей. Речь может идти о недорогих решениях, без основательных вложений – люди смогут обойтись имеющимися у них ресурсами. Где-то достаточно добавить декор, высадить растения, поставить уличную мебель. И это еще одна задача нашего проекта: подсказать людям грамотные решения, чтобы они поняли, что сквер можно украсить не только шинами и старыми игрушками.
– Итак, на участие в проекте могут заявиться омичи, «болеющие» за то или иное локальное общественное пространство. Поясните, пожалуйста, что это.
– Это небольшая площадь, сквер, улица, сад, аллея или бульвар. Территория, доступная для посещения всеми горожанами. Ее размер не должен превышать 2 Га (1 гектар = 100×100 м). Дворы мы не берем, это уже другой уровень. Мы ищем пространства, которые открыты для любого человека.
– Может ли быть такое, что человек сомневается, двор у него или все-таки общественное пространство?
– Да. Поэтому мы советуем в любом случае подавать заявку: наша задача сейчас – собрать максимум откликов. А потом уже мы будем изучать эти места и принимать решения.
– Как вы будете выбирать, на какой уровень участия претендует та или иная заявка? И что получат участники каждого из трех уровней?
– Есть территории, которые уже готовы к тому, чтобы для них разработать концепцию. Их, конечно, надо найти, но я думаю, что они есть. Там есть коллектив, у него сформировались хорошие отношения с людьми, которые отдыхают, гуляют, пользуются этим пространством. Среди таких территорий мы выберем три. Для этих участников мы проведем курс обучения, разработаем концепцию развития пространства, а также поможем разработать и реализовать программу мероприятий, которые «оживят» эту территорию. Второй уровень – участки, где нет сформированного коллектива. Здесь мы можем научить людей методам развития пространства и помочь составить план мероприятий. Организовать на какой-то небольшой территории жизнь можно, не прилагая серьезных усилий, и такой опыт уже существует, взять хотя бы пример того же раннего «Городского пикника» или проекта «Лето в центре».
– А если, к примеру, речь идет об отдельно взятом пассионарии, у которого нет ни группы единомышленников, ни конкретного пространства на примете?
– Это как раз третий уровень. В этом случае мы готовы научить человека современным методам организации пространства, нюансам разработки и проведения мероприятий. Мы сможем помочь ему найти партнеров на его территории либо, возможно, он подключится к другим пространствам и сможет реализовать там свою пассионарность не в виде фантазий, а на конкретном примере. При этом предполагается, что после проекта эти люди будут готовы идти на следующий этап, работать уже со своей территорией.
– Можно ли сейчас прогнозировать, сколько может быть заявок?
– Надо понимать, что у нас в городе сотни таких участков. И никакой начальной, базовой работы там пока не происходило. Да, есть программы по развитию городской среды, но работа пока ведется в основном по большим территориям. До маленьких еще не дошли. Поэтому мы хотим помочь людям.
– Получается, обучение различным нюансам организации пространства будет бесплатным?
– Да, это все за средства гранта и при помощи волонтёров.
– Чему именно научатся участники?
– Мы хотим познакомить людей с нюансами организации городских пространств, рассказать, как рассчитать бюджет, как привлечь единомышленников. У нас уже есть эксперты, которые расскажут, как ухаживать за растениями, что можно высаживать, а что нельзя, где это можно делать. Дадим знания по организации мероприятий, люди, которые это уже делали, поделятся опытом. Это будут не столько лекции, сколько интерактив: в рамках занятий мы посвятим время тому, чтобы люди могли проработать эти моменты в своих проектах.
– Люди, которые не стали участниками вашего проекта, смогут как-то познакомиться с обучающими материалами?
– Мы создадим специальный ресурс в интернете и там разместим материалы. Кроме того, мы собираемся их напечатать большим тиражом и распространять среди желающих уже за пределами гранта.
– Как по-вашему, насколько омичи обучаемы в плане оформления окружающего пространства? Кажется, лебеди из шин и прочий «ЖЭК-арт» – нечто неискоренимое…
– Мне кажется, важно показать, что бывает лучше, что необязательно вырезать лебедей из покрышек. Есть хорошие инструменты, красивые формы, которые нужно просто знать и использовать. Для этого мы как раз и будем привлекать специалистов, которые знают, как это делать. Надо показать альтернативу, другой вариант благоустройства. Мне кажется, люди просто не знают, не задумываются. А когда увидят, как может быть, они поменяют свою точку зрения. Не сразу, но постепенно. Культуру в массы нужно нести постоянно.
Заявки можно оставить здесь до 9 декабря.
Юлия Ожерельева