Эксперты центра исследований проблем реальной экономики прокомментировали ситуацию на топливном рынке и интервью вице-премьера Дмитрия Козака телеканалу «Россия 24».

Вице-премьер Дмитрий Козак, говоря о возможности введения правительством заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, отметил, что «в этой ситуации нефтедобыча потеряет около 300 млрд рублей». Он напомнил, что действующим законом предусмотрено введение до 1 января 2019 года заградительных пошлин при ряде условий, в том числе в ситуации превышения экспортными альтернативами темпов роста инфляции. «Таким образом, избыточный доход будет изыматься у нефтяников, им будет равно выгодно продавать и на внутреннем, и на внешнем рынке», – пояснил Козак.

В целом вице-премьер считает, что необходимость введения заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов из РФ миновала, и вряд ли их введение потребуется до конца 2018 года. «Сегодня благодаря соглашению необходимость введения заградительных пошлин, я считаю, что миновала. 90% у нас такой необходимости до конца года не будет, а с 1 января 2019 года у нас начинают действовать другие инструменты регулирования цен на нефтепродукты, мы будем предоставлять НПЗ так называемые обратные демпфирующие акцизы», – сказал Козак. Он отметил, что если будет угроза роста цен после 31 марта, когда прекратится действие соглашений с нефтяниками по топливу, то могут быть введены как заградительные пошлины, так и альтернативные меры. Например, обсуждаемое лицензирование экспорта. «Даже если мы введем заградительные пошлины, это приведет к тому, что для нефтяников на внешних рынках цена  будет порядка 60 долларов за баррель. Это тоже обеспечивает необходимую доходность. Не дает сверхдоходы, но обеспечивает необходимые доходы», – заключил он.

О снижении цен на бензин

Дмитрий Козак также подчеркнул, что не видит предпосылок для существенного снижения цен на бензин в России при сложившейся конъюнктуре рынка, так как нефть еще не подешевела до такой степени. «Существенное снижение цен может быть, если будет существенно перенасыщен внутренний рынок, если будет повышена конкуренция, когда будет борьба за потребителя. Пока в нашей стране сложившийся уровень добычи, уровень переработки, мировые цены на нефть не предвидят такого существенного снижения цен», – сказал он.

Вице-премьер отметил, что не считает ситуацию с нефтепродуктами в России кризисной.
«Сегодня кризиса нет. Кризисом было бы, если бы были предельно низкие цены на нефть и нефтяная отрасль была бы в убытках, бюджет терял бы доходы – тогда это был бы кризис», – сказал он. «Есть вопросы, связанные со сдерживанием цен на внутреннем рынке, и нужно принять разумное решение с тем, чтобы не разорить, не сделать для нефтяников, для перерабатывающей отрасли стоимость нефти, нефтепродуктов на внешнем рынке убыточной», – добавил вице-премьер.

О ручном регулировании отрасли

Он также подчеркнул, что правительство намерено отказаться от ручного регулирования нефтяной отрасли. Вице-премьер отметил, что соглашение, которое заключили с правительством крупные российские нефтяные компании о стабилизации цен на автомобильное топливо, было вынужденной мерой. «Мы избавимся от ручного регулирования. В обязательном порядке избавимся. Мы ввели такие механизмы, которые будут действовать, должны действовать без нашего участия. Сегодня соглашение с нефтяниками по топливу – вынужденная мера. При этом такую меру, такой способ регулирования (краткосрочный период заключения соглашения, считайте, на 2 месяца) выбрала нефтяная отрасль, а не правительство», – сказал он.

Козак также подчеркнул, что правительство не намерено заниматься регулированием цен на нефтепродукты. «Чего мы не хотим, не будем делать – это вводить госрегулирование цен на нефтепродукты. Сегодня рыночный механизм так или иначе состоялся», – сказал он.

О мерах в случае нарушения соглашения

В случае нарушения соглашений со стороны какой-либо нефтяной компании все участники рынка будут немедленно осведомлены и будет принято совместное решение о последующих шагах, подчеркнул Козак. «Соглашения для всех одинаковые. Договорились о том, что в случае, если кто-то не подписывает соглашение или не выполняет условия соглашения, он выигрывает конкуренцию, поэтому договорились о том, что оповещаются все участники рынка, немедленно все собираются, мы все вместе принимаем решение о том, что делать», – сказал вице-премьер.

«Угроза – вот та самая заградительная пошлина, либо другое – разрешительный порядок экспорта», – сказал Козак. Он отметил, что разрешительный порядок экспорта нефти является альтернативной заградительным пошлинам. «Если мы хотим защитить отечественного потребителя, мы должны сказать – есть такой вариант: либо заградительная пошлина, либо разрешительный порядок экспорта». «Вот эти варианты реагирования государства, чтобы защитить внутренний рынок, мы достаточно долго обсуждали и продолжаем обсуждать», – пояснил он.

«Разрешительный порядок экспорта, это когда выдается бессрочное, без ограничения лимитов разрешение на экспорт только при условии, что ты поставил определенный объем нефти, нефтепродуктов на внутренний рынок», – уточнил Козак.

О поставках нефти на внутренний рынок

Он также отметил, что в правительстве не отказались от идеи обязать нефтедобывающие компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемого сырья. «Есть такое предложение на столе переговоров: лицензионное обязательство всех нефтедобывающих компаний поставлять не менее 17,5% нефтепродуктов на внутренний рынок», – сказал он.

По словам Козака, предложение обсуждается наряду с такими методами регулирования, как введение заградительной пошлины на нефтепродукты и разрешительного порядка экспорта и является одним из рыночных методов сдерживания цен, которые применяются во всех рыночных экономиках.

МНЕНИЯ:

Александр Тимофеев, доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Соглашение с нефтяными компаниями – краткосрочная (несколько месяцев) и вынужденная мера. Уверен, правительство скоро откажется от ручного регулирования цен на нефтепродукты. Также было правильное решение со стороны регуляторов не отказываться от идеи обязать нефтедобывающие компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемого сырья, поскольку это один из рыночных механизмов, который применяются во всех экономиках».

Руслан Абрамов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Для сдерживания цен на топливо нужно применять такие меры, которые не разорят нефтяников. Крайних мер, таких как заградительные пошлины, удалось избежать в этом году, а с 1 января 2019 г. по 31 марта 2019 г. будет действовать механизм обратных демпфирующих акцизов для НПЗ в рамках достигнутых соглашений. Впоследствии, даже если придется вводить пошлины, вряд ли они окажут негативный эффект на участников рынка при цене на нефть не ниже $60 за баррель. Также нет предпосылок для существенного снижения цен на бензин в России, потому что нефть не подешевела до такой степени, а предложение на рынке топлива не превышает спрос. Кризиса на рынке топлива также нет, поскольку нет низких цен на нефть и бюджет не теряет доходы. Есть просто отдельные проблемы».