В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Каштанка». Известный рассказ здесь представили в виде цирковой репетиции. Возрастное ограничение – 12+.
Как рассказал актер Евгений Точилов, исполнивший в спектакле роль Клоуна, во время подготовки актеры ездили в цирк – почувствовать эту непередаваемую атмосферу, чтобы затем попытаться воссоздать ее на театральной сцене.
– Атмосфера тренировок, репетиций, самого цирка – это все важно, вплоть до запаха. Специально ездили, изучали, как это все устроено изнутри. Удалось ли нам ее воссоздать? В какой-то степени. Запомнился один мужчина: когда нам показывали медвежонка, он как будто хотел его со всех сторон оградить, говорил: «Не напугайте мне!» Мне понравилось такое отношение – как к ребенку, – рассказал Евгений.
Чеховская «Каштанка» в постановке Лицейского театра превратилась в долгую репетицию. С упоением осваивая новые трюки, талантливая акробатка по кличке Тетка репетировала свою новую жизнь: с добрым хозяином, работающим клоуном в цирке, и его разномастной и разношерстной командой, помогающей создавать номера на потеху публике.
Умереть на сцене во время выступления, а может, где-то в антракте, за кулисами, или незадолго до выхода... Такую судьбу выбирает себе Артист, тот, что нашел на сцене свое призвание, тот, что дышит своим творчеством и не желает знать иного «воздуха». Вся суть – не в исходе, который рано или поздно подстережет и кота, и гуся, и клоуна. Вся суть – в этой неразрывной связи со сценой, в осознанном решении, которое определяет дальнейший путь.
Несмотря на то, что гусь и кот – второстепенные герои, большая часть динамики в спектакле – на них. Актер Юрий Щадукин, например, учился передавать кошачью пластику
Еще немного – и Каштанке придется сделать свой выбор. Как прошла ее репетиция, какие ответы принесла с собой? В чеховском рассказе счастливая собака мчится к своим первым и самым главным хозяевам, завидев их на цирковой трибуне. Мчится, не задумавшись, потому что ее выбор – любовь и семья. И пусть Лука Александрыч ругается, а Федюшка и вовсе издевается, пусть кормят кое-как, но они – свои, родные, а там, в цирке, был «длинный, перепутанный, тяжелый сон».
В отличие от рассказа, в спектакле «Лицейского» Клоуну дают возможность задать главный вопрос: «почему?»
– Ты же актриса! – говорит он Каштанке, которая вдруг обретает человеческий голос, обращаясь в прекрасную мудрую девушку.
– Я просто потерялась, – признается Каштанка.
И будь она хоть трижды собакой, той спокойной твердости, с которой она это говорит, позавидует любой человек.
– Это история о выборе, о призвании. Иван Иваныч, Федор Тимофеич, Клоун – они здесь, они все отравлены театром. Их судьба такая. А Каштанка попробовала, поигралась, но это другая судьба: для нее любовь дороже. Насильно мил не будешь. Сколько здесь, в театре, было ребят, которые подавали фантастические надежды. Но они ушли – в юристы, инженеры, преподаватели, менеджеры! Каждому свое. Зато Каштанка спровоцировала Клоуна на тяжелые размышления.
Взглянуть на себя глазами Каштанки – хорошее дело. Когда артист лишается театра, он несчастный человек. Вот ты выходишь на улицу, а там совсем другая жизнь. Может, ты и не нужен никому со своими фантазиями, со своими историями? Смысл есть тогда, когда удается найти дорогу к сердцу зрителя, войти в резонанс с его чувствами. От этого зависит, останется ли что-то после артиста, – размышляет режиссер-постановщик спектакля Сергей Тимофеев.
Юлия Ожерельева
Фото автора