Автор блога «Бизнес Хакер», выпускающий видеоинтервью с известными омскими предпринимателями, старается разбавлять беседы эффектным визуальным рядом. Сейчас он вынашивает дерзкие планы: совместить в одном видео три наиболее продающих компонента.
– Денис, Вы недавно открыли четвертый по счету бизнес – маркетинговое агентство. Почему выбрали эту сферу?
– Хочется, чтобы в городе была более качественная реклама – надоели парикмахерские «Светлана», баннеры со словом «купи»... У нас с этим все очень плохо. Я считаю, если предприятия будут больше внимания уделять маркетингу, то и кризиса как такового не будет. Бизнесмены жалуются на город, но дело-то не в городе, а в самих предпринимателях. У нас такой же город, как другие миллионники, не считая, конечно, Москвы и Петербурга.
– А ваш блог – это бизнес? Как обстоят дела с просмотрами?
– Блог я бизнесом не считаю, прибыли он мне не приносит. Просмотры постепенно растут, но я заметил тенденцию: в основном всё зависит от того, у кого я беру интервью. Больше всего просмотров было у выпуска про бывшего омича Алексея Павлова, основателя сети «Суши Мастер». На втором месте – интервью с Виктором Шкуренко. Остальные идут со значительным отрывом. Дело не в блоге: зрители смотрят выпуски про тех, кто им интересен.
– Наращивать просмотры планируете?
– Мы тестировали много методик продвижения, но потом я устал вкладывать деньги в раскрутку. Я задумался: какая у меня была цель? Создать блог, показать, что в Омске можно делать бизнес. Эту цель блог выполняет, многие омские предприниматели действительно о нем слышали. Я даже как-то провел эксперимент: на мероприятии для ста человек спросил, кто слышал о «Бизнес Хакере». Около 80 человек подняли руку, еще двадцати захотелось узнать, что это такое. А к тому, чтобы набрать миллион подписчиков, я не стремлюсь, это огромные деньги. И я тогда из бизнесмена превращусь в блогера, а мне так неинтересно, хочется быть и тем, и тем.
– Как думаете, интервью будет более интересным, когда с предпринимателем беседует предприниматель, а не человек, далекий от бизнеса?
– Мне кажется, один из секретов успешности – это когда люди на равных. Мне кажется, если человек не предприниматель, он может задавать очевидные, банальные вопросы – как для гостя, так и для аудитории, которая, как предполагается, тоже во многом состоит из бизнесменов.
– Чем хорош видеформат?
– На YouTube от тебя не ждут на 100% правильной и цензурной речи. К тому же это перспективная маркетинговая площадка: люди рассказывают про свой бизнес, и, если этот бизнес хороший, зрители начинают эту компанию «продавать» сами себе. К примеру, в моем блоге комментаторы писали, что когда-то отравились шаурмой и решили никогда больше ее не есть. Но после того, как посмотрели мой выпуск про известную омскую сеть, передумали. Важно, что этот формат вызывает у людей лояльность, у них не отключается внимание, как при просмотре стандартной рекламы.
– Но ваши гости вам не платят, как за рекламу?
– Если кто-то изъявляет желание заплатить, я не отказываюсь, но это скорее по себестоимости. Был один случай, когда человек по своей инициативе перечислил 100 тысяч. Но рекламой в моем понимании выпуски блога все же не являются. Если брать деньги, как за рекламу, то их нужно окупить, должна быть отдача, которую можно измерить. Я же не могу, к примеру, посчитать, сколько новых потребителей шаурмы той самой марки появилось в Омске после моего выпуска – для этого понадобилось бы дорогостоящее социсследование. Вот в моем рекламном агентстве я всегда нацелен на конкретный результат: к примеру, такой-то рекламный продукт увеличит прибыль до такой-то суммы. И, кстати, еще одно отличие от рекламы: если у человека неинтересный бизнес, снимать выпуск про него я не буду даже за деньги.
– А во сколько вам обходится один выпуск?
– Зависит от локации, времени съемок и других факторов. Самый дешевый выпуск, первый, обошелся в 5000 рублей. Я тогда обратился к знакомому видеографу и очень обрадовался, когда услышал эту сумму. Но, как оказалось, он просчитался по незнанию: одни только съемки продлились 10 часов, а потом он еще две недели по вечерам монтировал. Сейчас у меня в команде режиссер, три оператора и режиссер по монтажу. Иногда привлекаем людей с квадрокоптерами. Самый дорогой выпуск стоил около 90 тысяч. И, я думаю, это не предел.
– Получается, вы вкладываете свои средства, продвигая одних омских бизнесменов и расширяя кругозор других, но на постоянной основе денег за это не берете?
– Получается, это такая благотворительность. А вообще я люблю фильмы Marvel про супергероев. Если проводить аналогию, мои респонденты – те же супергерои, ведь каждый из них обладает какими-то «сверхспособностями». У кого-то офигенная команда, у кого-то крутой маркетинг. Я здесь, по сути, тоже выступаю в роли специфического супергероя – того, который «собирает» способности других. Я учусь у бизнесменов, и со мной учатся мои подписчики.
– Что скажете об обратной связи: встречаются агрессивные комментаторы?
– Попадаются комментарии в духе «Куда ты лезешь», «Как ты надоел» и проч. Я на это стараюсь не обращать внимания. Почему я должен слушать какого-то VovaSuper1982, если представители моей целевой аудитории, бизнесмены, говорят мне: «Продолжай»? Многие пишут в личку с благодарностью, говорят: «Я многое для себя пересмотрел». По сути, своим блогом я людям сокращаю время и количество ошибок, которое они могут совершить.
– Не страшно было обращаться к бизнесменам?
– Когда я начинал блог, думал, чего это я буду к миллиардерам лезть, это неправильно, вдруг пошлют... Но, когда я делал интервью с Виктором Шкуренко (тогда прошло уже выпусков 10), я узнал, что он всегда соглашается на подобные проекты. Я тогда подумал: получается, можно было бы начать с него, если бы я не побоялся. Но что ни делается, все к лучшему: на старте у меня еще не было команды и ресурсов, которые у меня есть сейчас.
– Кстати, про «вдруг пошлет» – не посылали?
– Я иду по теплому рынку: к примеру, мне пишут, что было бы круто-то кого-то снять, я говорю: «Ты его знаешь? Предложи». Как таковых отказов не было. Некоторые люди, миллиардеры, говорили: «Не сейчас, но в планах есть, я тебе напишу». Еще у некоторых есть интересные истории, связанные с уголовное ответственностью, но у них, например, еще есть тяжелые воспоминания о временах, когда их атаковали журналисты. Они говорят: «Я отойду, и мы снимем». А такого, чтобы категорично отказывали, не было.
– Расскажите про недавний выпуск: какие там есть удачные находки?
– Мы взяли девушку-блогера – естественно, сексуальную – и учили ее водить трактор. Вообще мы стараемся разбавлять выпуски интересным визуальным рядом, тяжело 40 минут слушать разговоры про бизнес. Мой ход мыслей был таким: выпуск про автошколу, нужно поучить блондинку, которая не умеет водить, чтобы она выехала в город, тупила... Но все мои знакомые блондинки водить умеют. Тогда я вспомнил, что в этой автошколе еще и учат водить трактор. Девушке очень понравилось, она дико кайфовала.
– У вас в роликах нередко фигурируют красивые девушки – в этом есть какой-то расчет?
– Определенно, это привлекает внимание: секс всегда продавал и всегда будет продавать. Я заметил, что известные бизнесмены нередко подписаны в «Инстаграме» на аккаунты красивых девушек, которые любят выкладывать свои фото в нижнем белье. Один американский гуру маркетинга говорил, что в интернете всегда работают три вещи: сиськи, котики и взрывы. Я мечтаю все три этих компонента совместить в одном видео.
– Что останавливает? Дорого?
– Думаю, съемка такого выпуска обойдется примерно в полмиллиона. А если взрывать машину, то прибавьте еще и стоимость машины. Взорвать-то не проблема, надо все это сделать легально. Мы хотели на полигоне. Пытались через Танковый институт, но там по теплым связям ничего не получилось. Так что, если нас сейчас читает Танковый институт, знайте: я готов что-нибудь взорвать.
Юлия Ожерельева
Фото предоставлено героем публикации