В очередном рейтинге НРА ее «повысили»: регион перекочевал в другую группу.
«Национальное Рейтинговое Агентство» представило шестой ежегодный дистанционный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России.
В шестой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России были включены все 85 субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с методикой рейтинга были разделены на три укрупненных рейтинговых категории («высокая», «средняя» и «умеренная» инвестиционная привлекательность), внутри каждой из которых выделяется три уровня.
В 2018 году большинству регионов России удалось сохранить свои позиции в рейтинге. Рейтинг был подтвержден на прошлогоднем уровне для 64 из 85 регионов России, рейтинги 5 регионов были повышены (в том числе – Омской области), а еще 16 регионов – понижены. В целом результаты рейтинга свидетельствуют о стабильной расстановке сил: позиции регионов-лидеров остаются недосягаемыми, а прорывных решений для повышения инвестиционной привлекательности регионов-аутсайдеров пока нет возможностей для движения вперед.
Абсолютными лидерами рейтинга (группа IC1) остались два крупнейших мегаполиса – Москва и Санкт-Петербург, в числе их ближайших преследователей (группа IC2) – Татарстан, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Ленинградская область, Белгородская область и Тюменская область. Единственный новый регион в группе IC2 – Тюменская область, которой за год удалось улучшить свои позиции за счет сочетания традиционных ресурсных и промышленных преимуществ с улучшением инвестиционного климата.
Свои позиции в рейтинге также улучшили Крым и Севастополь, впервые включенные в рейтинг в прошлом году. На фоне роста инвестиционных вложений и развития транспортной и энергетической инфраструктуры эти два региона переместились из группы IC9 в группу IC8. Вместе с тем позиции этих регионов в рейтинге остаются уязвимыми из-за значительной зависимости от финансовых потоков из федерального бюджета и высоких инвестиционных рисков для частных инвесторов, связанных с международными санкциями.
Распределение регионов по укрупненным рейтинговым категориям (высокая/ средняя/ умеренная инвестиционная привлекательность) в 2018 году практически полностью повторяет прошлогоднюю картину, за исключением пяти случаев:
1.Амурская область переместилась из категории регионов с «высокой инвестиционной привлекательностью» (группа IC3) в категорию регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC4).
2. Омская область и Республика Адыгея с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7) в категорию регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6). Драйверы роста экономик этих двух регионов различаются: если Омская область традиционно делает ставку на обрабатывающую промышленность, то
Адыгея активно использует свое благоприятное географическое положение в центре Кубани для привлечения инвестиций в торговлю и сельское хозяйство. По итогам 2017 года как Омской области, так и Адыгеи удалось добиться увеличения инвестиционной активности на уровне выше среднего по России (плюс 4,6% и плюс 7,4% соответственно). Однако в первом
полугодии 2018 года инвестиционная активность в обоих регионах начала снижаться, что может свидетельствовать о неустойчивости достигнутых рейтинговых позиций регионов и возможности их снижения в будущем.
3. Брянская и Костромская область переместилась из категории регионов со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6) в категорию регионов с «умеренной инвестиционной привлекательностью» (группа IC7).
Изменение рейтинговых позиций остальных регионов в 2018 году не являются настолько существенными.
Рейтинг 2018 года также явно свидетельствует о том, что регионам нужно активно работать не только для улучшения, но и для сохранения достигнутых позиций. В 16 из 85 регионов, чьи позиции в рейтинге ухудшились, не всегда был зафиксирован существенный провал по ключевым показателям. В ряде случаев ситуация была близка к стагнации, однако это также может приводить к снижению позиций регионов в рейтинге, поскольку методика его расчета предполагает сравнение регионов со средними значениями показателей по стране.
В состав группы аутсайдеров рейтинга (IC9), как и в прошлые годы, вошли республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия.