За последний год крупные ретейлеры отошли на второй план. В приоритете оказались магазины формата «у дома». Почему некогда успешные сети уходят из Омска? Нищее население или перемена трендов?
В Омске один за одним закрываются ретейлеры-гиганты: Media Markt, Castoramа, «Самовар», «Холидей» и «О'кей». Кто-то заявил о нерентабельности, кто-то стал банкротом, а кто-то после нескольких лет в Омске понял, что нужно менять формат.
Media Markt
В связи с закрытием гипермаркет электроники устроил месячную распродажу товара в августе 2018 года, а в сентябре ушел «с концами» из ТЦ «Мега». Месяцем ранее были закрыты еще два маркета немецкого ретейлера, расположенные на проспекте Королева и Черлакском тракте. Тогда СМИ писали, что руководство Media Markt было недовольно финансовыми результатами – в 2017 году выручка ретейлера упала на 7%. Кроме этого, стало известно, что немецкая компания и вовсе покидает российский рынок, но будет продавать свою технику под известным брендом «М.Видео». По данным «М.Видео», ребрендинг завершится во II квартале 2019 года.
Media Markt пришел в Россию в 2006 году, но так и не смог стать здесь лидером. После девальвации рубля в конце 2014 года и спада на рынке ретейлер начал сокращать сеть и даже пытался реструктурировать бизнес. Накопленный убыток российской Media Markt за последние пять лет аналитики Infoline оценивали в сумму свыше 13 млрд руб. Тогда-то, видимо, и было принято решение немецкой компанией передать группе «Сафмар», владеющей «М.Видео» и поглотившей «Эльдорадо», всю российскую сеть Media Markt. Предполагается, что средства с выручки должны помочь бывшему хозяину маркета погасить долги перед ВТБ-банком.
Castorama
В апреле 2018 года закрылся в Омске строительный гипермаркет Castorama, расположенный в ТЦ «Континент». Сама компания объяснила свой уход с омского рынка тем, что гипермаркет не соответствует популярному сейчас «биг-формату».
Тогда в СМИ писали, что у строительного гипермаркета снизились доходы, а аренда здания могла подорожать. Назывались и другие причины: не выдержав натиска конкурентов, французского Leroy Merlin, российского «Бауцентра» и немецкого OBI, Castorama была вынуждена отступить. Тогда руководство обмолвилось, что Castorama, возможно, вернется в Омск, но уже под другим названием и в другом формате. Правда, пока о ней ничего не слышно.
Предположения о снижении доходов и росте арендной платы были неспроста: в сентябре 2017 года в Уфе также закрылась Castorama из-за повышения арендной платы. Однако Сергей Дроздов, директор торгово-розничного объединения «Ваш Дом», рассказал, что на решение руководства гипермаркета, скорее всего, повлияло снижение спроса в строительном ретейле. Тогда топ-менеджер заявил, что если ничего не изменится, то в Омске вообще может не остаться крупных федеральных магазинов в этом сегменте.
В Омске Castorama, вхожая в состав британской компани Kingfisher, работала с 2008 года.
«Холидей»
Долгое время эта сеть считалась одним из крупнейших продуктовых ретейлеров Сибири. В нее входили порядка 500 магазинов в Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях, Республике Алтай, работавших под брендами «Холидей Классик», «Холди», «Фермер-Центр. РФ», «Планета Холидей», «Сибириада», «Палата» и др. С начала 2018 года «Холидей» оставил в портфеле, по сути, только два ключевых бренда – «Холди» и «Фермер-Центр.РФ», переименовав под них подавляющее большинство действующих торговых точек.
В августе 2018 года «Альфа-Банк», инициировавший банкротство розничной сети «Холидей», собирался объявить о финансовой несостоятельности и ее владельца Николая Скороходова. Все магазины были выставлены на продажу, часть ретейлер уже продал «Лентам» и «Магнитам».
Причина – магазины были убыточными, а их владельцы накопили многомиллионные долги.
«Самовар»
В октябре 2018-го закрылся один из четырех элитных супермаркетов «Самовар» на проспекте Маркса, 36, корпус 1.
У «Самовара» уже сложилась репутация довольно дорогого магазина – скорее для среднего и выше среднего класса. Ассортимент славится очень качественным товаром, но, несмотря на это, ценовая политика подходила далеко не всем. Представители компании объяснили, что сеть проводит у себя переформатирование. Возможно, сеть откроет теперь магазины с более лояльной ценовой политикой.
А пока на омском рынке попытаются выжить три магазина «Самовар». Отметим, что магазинами с аналогичной ценовой политикой в Омске считаются «Сытная площадь» в ТЦ «Омский» и «Океан» на Иртышской набережной, которые неизменно остаются на плаву.
Самый первый омский магазин «Самовар» открылся в 2015 году.
«О'КЕЙ»
Группа компаний «О'КЕЙ» приняла решение закрыть свой гипермаркет на Левобережье. С 22 октября магазин по адресу ул. 70 лет Октября, 7 работать не будет. Сейчас здесь распродают все товары. Руководство объяснило закрытие одного из двух магазинов в Омске оптимизацией неформатных магазинов по всей России. Гипермаркет «О'КЕЙ» по адресу ул. Энтузиастов, 2/1 пока еще продолжит свою работу. Обыватели отмечали, что ценник на товары здесь выше, чем у конкурентов, поэтому всех посетителей забирали «Магниты» и «Пятерочки».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что содержать ретейлеров-гигантов не всегда выгодно. Одна из причин – снижение покупательной способности. Ни для кого не секрет, что в Омске зарплаты остались небольшими. За 2018 год доходы омичей в среднем повысились на 13%, но не у всех. По большей части у работников бюджетной сферы. Вместе с повышением зарплат растут и цены на продукты, бензин и прочие необходимые для жизни ресурсы. Если раньше омичи ездили и закупались продуктами и всем необходимым на неделю вперед, сейчас им удобнее зайти в магазин формата «у дома» и докупить масло, молоко или хлеб.
Сейчас средний чек покупки в продуктовом составляет 300-500 рублей. Это говорит о том, что либо люди не могут позволить себе закупить сразу много, либо потребителям просто удобнее докупать по мере потребности. В связи с переменой трендов в Омске заметно стали разрастаться сети магазинов «Пятерочка» и «Магнит». Безусловно, остались и те, кто совершает масштабные покупки в гипермаркетах раз в неделю, но теперь таких потребителей стало заметно меньше.
В ожидании своих покупателей большая часть продуктов в продовольственных гипермаркетах остается нереализованной, магазин несет убытки. В связи со снижением покупательной способности во всех секторах ретейлеров прибыль значительно снижается, и им уже сложнее удержаться на рынке: руководство бесконечно оплачивает счета за коммунальные услуги, аренду и поставки товаров.
Многие из вышеперечисленных ретейлеров, сошедших с дистанции на омском рынке, заявляли о возможности возвращения, но уже в другом формате. Можно предположить, что они выберут для себя новый тренд магазинов формата «у дома».
Аналитики отмечают, что сейчас из-за экономической ситуации в стране люди в принципе стали экономить. Они активно реагируют в первую очередь на скидки, акции. Специально ищут в магазинах «желтые», «красные» или «зеленые» ценники. Приверженность определенным торговым маркам здесь не имеет значения. Главное – цена. А значит, те, кто не сможет поддерживать эту политику, с рынка просто уйдут, не выдержав конкуренции, что мы можем наблюдать уже сейчас.
Отмечается, что через несколько лет Россия может полностью перенять европейские тенденции с их магазинами-дискаунтерами.
МНЕНИЕ
Виктор Шкуренко, владелец ТД «Шкуренко», сети магазинов «Низкоцен», девелопер:
– У всех разные причины закрытия. Да, возможно, прибыль снизилась. Определенно, есть спад покупательной способности. Но такое могло произойти не только в Омске, но и, скажем, во Владивостоке. Media Markt вообще уходит с российского рынка. Его поглощает «М.Видео» – такое бывает. «О'КЕЙ» решил просто оптимизировать свои магазины, которые не подходят под формат. Они сейчас специализируются на гипермаркетах и на дискаунтерах «Да». На Левобережье был не совсем гипермаркет. Безусловно, у них сейчас есть трудности: они медленно растут, и у них где-то, может быть, есть неподходящая бизнес-модель. Это они пытаются исправить. Что касается «Самовара», то, по моему мнению, это просто неверная локация. Не было тех потребителей, что смогли бы там покупать продовольствие.
Сейчас действительно есть тренд экономичных магазинов формата «у дома». Он начался еще четыре года назад. Раньше у нас люди считали, что им нужно взять много позиций на большой чек, и это будет выгоднее. Сейчас они просто каждый день докупают то, что им необходимо. Удивительна еще одна перемена тренда: раньше люди покупали большие пачки того же порошка или чипсов и высчитывали, что цена за грамм будет ниже. Теперь потребители вернулись опять к маленьким пачкам и просто сократили свое потребление.
Упала и покупательная способность. Появление и уход с рынков ретейлеров – это отражение экономики в стране. Сейчас у нас кризис. В связи с этим кто-то выдерживает конкуренцию, кто-то нет.
А потом – не стоит забывать, что каждые 4-5 лет тренды меняются, возможно, то, что было 5 лет назад, снова вернется.