В августе  принят Федеральный закон №302-ФЗ «О внесении изменений в части первого и второго Налогового кодекса РФ». Изменения вступили с сентября. Юрисконсульт АКГ «ИнвестАудит» прокомментировал основные новшества.

– Сергей, камеральные проверки по НДС теперь станут короче. Есть в этом какие-то плюсы для налогоплательщиков?

– Теперь в соответствии с  пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).

Полагаю такие изменения позитивными, поскольку будет укорочен период, в течение которого налоговый орган может проводить камеральную проверку и, соответственно, истребовать документы и пояснения, производить иные действия по налоговому контролю. И только, в случае установления признаков какого-либо нарушения, срок проверки будет продлен.
Но сильно обольщаться не стоит. Суть не меняется, и один месяц из трех особо ситуацию не меняет.
Бухгалтеры организаций на общей системе налогообложения очень хорошо знают количество требований и запросов по НДС от налогового инспектора. Просто теперь то же самое количество будут отправлять налогоплательщику не в течение трех, а в течение двух месяцев.

Кроме того, если у налогового органа очень много вопросов по камеральной проверке НДС, то это уже является косвенным признаком того, что имеются нарушения. Продлить проверку, думаем, не составит труда.

– Поможет ли избежать проблем то, что на повторной выездной проверке, в случае представления уточненной налоговой декларации, смогут проверить только изменившиеся данные?

– Информацию об этом содержит подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.
Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка). Это действительно положительное изменение, которое поможет избежать ненужных проблем.

В нашей практике были случаи, когда после получения клиентом акта по выездной налоговой проверке приходило понимание того, что сумму дополнительно начисленного налога можно уменьшить за счет подачи уточненной налоговой декларации за уже проверенный период, в которой завить, например, дополнительные расходы по налогу на прибыль, не учтенные ранее.

Но от этого варианта приходилось отказываться, поскольку клиент знал о своих нарушениях, которые не были изначально обнаружены налоговым органом по соответствующему налогу. Подача уточненной декларации могла спровоцировать еще большие доначисления, при условии, что инспектор обнаружит то, что сразу не увидел. Вероятность, повышается автоматически, поскольку в поле зрения инспектора будет не 3 года, как при выездной проверке, а, скажем, 1, и рассматривать он декларацию будет более подробно.

Но, с 03.09.2018 подача в рассмотренной ситуации уточненной налоговой декларации становится безопасным способом снижения нагрузки, так как инспектор будет не вправе исследовать иные показатели (операции, отношения), кроме тех, что изменены налогоплательщиком.

– Теперь свидетель после допроса может требовать копию протокола?

– В статье 90 НК РФ не было никаких положений, на основании которых после допроса свидетеля последний мог получить копию протокола.Теперь (пункт 6 статьи 90 НК РФ) Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

На практике было как угодно: некоторые инспекторы давали копии протокола и не видели в этом ничего плохого; другие разрешали только сфотографировать, а третьи грудью защищали протокол допроса и ни при каких обстоятельствах не давали копии.
Более того, на практике много случаев, когда проходит проверка конкретного налогоплательщика и ему достоверно известно, что в ходе проверки был допрошен свидетель, и дал показания, опровергающие позицию налоговой службы, но сама инспекция эти показания не приобщила к материалам проверки. Приходилось буквально с боем доказывать, что был допрос и его нужно использовать либо приходилось заявлять ходатайство о допросе уже ранее допрошенного свидетеля.
Сейчас подобных ситуаций можно избежать за счет обязательного вручения копии протокола допроса свидетелю. То есть это прямая обязанность инспектора.

– По новым требованиям нельзя выносить решение по проверке, основываясь на доказательствах, которые не видел налогоплательщик?

– Смотрите абзац второго пункта 4 статьи 101 НК РФ. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Должностное лицо налогового органа, которое рассматривает материалы проверки и уполномочено выносить по ним решение, теперь не может исследовать доказательства, если они не были предъявлены для ознакомления налогоплательщику.
Посмотрим, как будет на практике. Сегодня сплошь и рядом налоговая в акте проверки указывает на какие-либо факты, но документов, их подтверждающих, налогоплательщику не предоставляет. Даже ходатайство о передаче копий соответствующих доказательств не дает результатов, поскольку документы, как правило, не передаются.

По итогам допмероприятий контроля налоговики будут писать дополнения к акту проверки. Прокомментируете?

– Это закреплено в  пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

Сегодня дело обстоит таким образом, что если по итогам проверки налоговому органу недостаточно доказательств, то он назначает дополнительные мероприятия налогового контроля, то есть продолжает проверку на 1 месяц. По итогам такой дополнительной проверки налоговики в акт проверки никаких изменений не вносили и не дополняли его.
Между тем, в ходе мероприятий дополнительного налогового контроля могли получить доказательства, которые оказывали существенное влияние на суть претензий.
В итоге, мнение налогового органа о том, к каким выводам приводят дополнительные доказательства, налогоплательщик не знал и свою позицию представлял, предугадывая такие выводы.
После 03.09.2018 налоговая обязана будет писать свои дополнения к акту и давать с ними знакомиться, чтобы налогоплательщик мог на них адекватно реагировать.

Как в целом вы рассматриваете изменения?

– Положительно. Как будет развиваться практика, посмотрим, но задумка – не плохая.

Справка:

Сергей Рюмин – ведущий юрисконсульт, практикующий налоговый юрист, консультант крупных компаний Омска и Сибири, с опытом работы в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и судебных органах.