Государство, таким образом, абстрагировалось от золотомасочных итогов, которые часто не устраивали его.

Накануне, на сайте федерального министерства культуры была размещена соответствующая информация. В ней говорится о том, что письма о выходе из числа организаторов за подписью заместителя Министра культуры Российской Федерации Павла Степанова были направлены на имя председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, президента награды Игоря Костолевского и генерального директора награды Марии Ревякиной.

В Омске традиционно проводится фестиваль «Спектакли номинанты и лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска»

Обратите внимание, что сам глава ведомства Владимир Мединский, оставленный вновь избранным президентом на следующий срок, не взялся залитовать этот документ лично. То есть, если что, «стрелки» переведут на его зама.

«В 2017 году был взят курс на повышение объективности премии, соответствующим образом было изменено положение о награде. Мы всячески приветствуем данный процесс и считаем, что главная театральная премия страны должна быть максимально независимой. В то же время, в связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии, ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, поскольку фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования», – говорится в комментарии Минкультуры России.

В этой же информации говорится, что решение руководства Министерства культуры Российской Федерации поддержали деятели театра и кино.

«Положение о премии, к созданию которого я в свое время имел отношение, составлено так, что оно фактически ориентируется только на решения Союза театральных деятелей и, наверное, правильно, что Минкультуры России приняло это решение. Думаю, что «Золотая Маска» должна оставаться премией Союза театральных деятелей, чтобы процедура ее присуждения была максимально понятной. Это решение Союза театральных деятелей. Точка», – заявил театральный режиссер Эдуард Бояков.


 

«Золотая Маска» не является государственной премией и, мне кажется, что должна также существовать отдельная театральная премия – государственная. Она чрезвычайно важна по причине того, что сегодня театр в России – самый живой во всей Европе. Мои коллеги из Италии, которые приезжают сюда, поражаются массовости русского театра и русскому зрителю. Наш зритель заслуживает поддержки театрального искусства. Кроме того, на мой взгляд, решения «Золотой Маски» иногда носят очень односторонний характер, поддерживающий достаточно сомнительную эстетику. Также думаю, что «Золотая Маска» не уделяла достаточного внимания русскому театру не в пределах садового кольца, а в пределах Российской Федерации. А театр там важен, зрителю в регионах это необходимо гораздо больше, чем Москве, где больше полсотни театров», – высказался кинорежиссер и сценарист Андрей Кончаловский.

Омские театральные деятели отметили, что уход государства снижает престиж награды.

«Мы живем в патерналистском обществе, где поддержки государства в любом деле не избежать. Так принято. То, что федеральное министерство культуры заявило о выходе из числа организаторов награды – это свидетельство того, что там не всегда хотят себя ассоциировать с ее итогами. А это значит, что премия станет узкопрофессиональной. Хотя в кругах театральных деятелей она будет пользоваться по-прежнему авторитетом. Все-таки за то время, что она существует, она наработала его. В тоже время есть часть театральных деятелей, и довольно известных, которых не считают для себя нужным участвовать в этих тараканьих бегах. У них есть мнение, что фестиваль страдает определенной вкусовщиной. Замечу, что у кинематографистов уже есть несколько наград. Видимо также случится и у театралов», – высказалась известный омский театровед, постоянный член жюри областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа», проводимого Омским отделением Союзом театральных деятелей, Любовь Колесникова.

«Поскольку занималась своим юбилеем у меня мало информации по данному вопросу. По поводу ухода государства из числа организаторов «Золотой маски» тоже не все однозначно. Надо внимательнее вчитываться в документ», – убеждена член правления Омского отделения СТД, Народная артистка России Валентина Шершнева.

Для справки: Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. «Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Согласно действующему положению о награде, Минкультуры России, как один из организаторов, совместно с СТД осуществляет выбор организации, исполняющей функции дирекции премии, утверждает порядок присуждения премий в конкурсах и их вручения, а также отбора соискателей награды. Кроме того, ведомство участвует в утверждении порядка формирования и работы экспертных советов, а также жюри фестиваля «Золотая маска».

Директор Омской Драмы Виктор Лапухин с одной из «Золотых масок» его театра. Есть такая награда у омского «Арлекина» и у базировавшегося тогда в Омске театра пластической драмы «ЧелоВЕК». В шорт-лист премии попадали «Пятый театр» ,Омский музыкальный и театр современной хореографии «нОга».

Виталий Маевский
Фото: ИД «ТРИЭС»