Руководитель школы развития эмоционального интеллекта рассказала, почему «пятерки» в дневнике и красный диплом о высшем образовании не гарантируют успешной взрослой жизни.
– Виктория, в России сравнительно недавно стали появляться школы эмоционального интеллекта, а в Омске я вообще о других, кроме вашей, пока не слышала. Как вам пришла идея открыть такую необычную школу?
– Школа развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» работает уже более чем в 40 городах. Чем наш хуже, подумала я. Да, в Омске мы первооткрыватели, но так как Эмоциональный Интеллект (ЭИ) является навыком 21 века, скоро эта тема станет более популярна. Конечно, есть специалисты, которые ведут частную практику, в школах и детских садах есть психологи, но к сожалению, именно ЭИ уделяется недостаточно внимания. К тому же, мы единственная в России школа с сертифицированной программой обучения эмоциональному интеллекту. Наша методика разработана совместно с профессорами Института психологии РАН, при поддержке профессоров Йельского университета и интеграции опыта швейцарских коллег.
Я всегда увлекалась психологией, вместе со своими детьми пробовала различные развивающие программы, но все они в основном, направлены на развитие умственных способностей. А ведь ребёнок должен быть не только умным, а ещё и счастливым! Тогда возникла мысль – почему мы, уже будучи взрослыми, ищем своё «лучшее Я», пытаемся улучшить отношения с близкими, отпустить обиды накопленные годами... Для чего копить весь негатив с детства, а потом пытаться от него избавиться? И если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, не нужно закрывать глаза на эмоции, которые они испытывают, а ещё хуже – подавлять их. Нужно научить их управлять ими и научиться этому самому!
– Трудно объяснить родителям, как курс эмоционального интеллекта поможет их ребенку поступить, скажем, в ОмГУ или Оксбридж? Приводите им в пример биографии Стива Джобса, Уинстона Черчилля? Они плохо учились в школе, но их движущей силой был развитый EI»... Или у вас свои методы убеждения?
– Трудно. Нынешние родители воспитаны ещё в той системе образования, которая не развивала ЭИ, поэтому им сложно понять эмоции ребёнка, да и выражать свои. Родители хотят видеть своего ребёнка успешным, но не все понимают, что «пятерки» в школе и красный диплом о высшем образовании, не является гарантией его состоятельности во взрослой жизни.
Как раз примеры известных людей, заставляют задуматься и расставить верные приоритеты. Также мы рассказываем о научных исследованиях на эту тему, и делимся опытом других городов, где ребята уже прошли курс, а родители видят реальные изменения и делятся положительными отзывами.
– В британских частных школах эмоциональный интеллект развивают с тринадцати до семнадцати лет. Например, в Wellington College проводят уроки счастья: тинейджеры разыгрывают жизненные ситуации по ролям, как спектакли. Сценария нет – исполнитель сам решает, как ему действовать, чтобы достичь желаемого результата, то есть всеобщего счастья. А вы вообще малышей взялись обучать. Не рано?
– В самый раз, к четырем годам, ребенка уже можно вовлечь в образовательный процесс, и чем раньше он научится самоуправлению и навыкам общения, тем проще ему будет адаптироваться в детском саду и школе. И сами родители могут общаться с малышом уже с полутора-двух лет на языке эмоций. Проговаривать, что чувствует ребёнок и обращать его внимание на эмоции других людей.
– Говорят, благодаря IQ нас принимают на работу, благодаря EQ мы делаем карьеру... А вы в чем видите необходимость высокоразвитого эмоционального интеллекта?
– В изменении качества жизни в целом, в улучшении отношений между детьми и родителями, в том чтобы дети учились с интересом, выбирали профессию по душе и были счастливы, занимаясь любимым делом, уверены в себе и отвечали за свои поступки. В современном мире дети зависимы от гаджетов и компьютеров, и от этого никуда не деться. Происходит подмена ценностей – дружба онлайн, выражение эмоций через смайлики, проще ведь удалить друга из подписчиков, чем поговорить и разрешить конфликт. Часто подростки не могут выразить свои чувства, закрываются, уходя в виртуальный мир. А знаете, какие основные эмоции испытывает большая часть школьников? Это страх, скука и одиночество.
И это реальная проблема нашей системы образования. Необходимо включать ЭИ в школьную программу, обучать этому педагогов, проводить лекции и тренинги для родителей. Как давно это делают в Европе и США.
– Чтобы обучать EQ, нужно быть психологом? Кто с вами работает вместе, кому вы доверяете такое обучение проводить?
– Обязательно, с детьми работают педагоги-психологи с высшим образованием и опытом работы по специальности. Наши педагоги проходят обучение методике, постоянно развиваются и применяют самые эффективные инструменты в работе с детьми.
– Как измерить EQ? Особенно у ребенка...
– Уже на первом занятии педагог проводит диагностику, это могут быть тесты, методы арт терапии или просто разговор с ребёнком и родителями, откуда становится понятно, на что следует обратить внимание и как строить занятия.
– Можно родиться «эмоционально глухонемым» или любой в силах развить EQ? Психологи об этом спорят...
– ЭИ развивать можно и нужно в любом возрасте! Сложнее тем людям, кто вырос в «эмоционально глухонемой» семье, где о чувствах не принято говорить, а слёзы или выражение своего мнения, считается недопустимым.
Поэтому мы работаем не только с детьми, а с семьёй в целом. К нам приходят те родители, которые готовы меняться сами, для которых важна гармония в семье и счастливое будущее их детей.
– Социальное предпринимательство считается низкомаржинальным бизнесом. Почему вы рискнули им заняться, да еще и в кризис?
– Считаю, что нужно заниматься тем, что приносит удовольствие. Для меня не менее важно, чтобы дело приносило ещё и пользу людям.
Направление новое и это всегда сложно, но я уверена в успешности проекта, т.к. научный подход, продуманная программа и те результаты, которые получат наши клиенты, будут лучшей рекламой для нас.
– С какими сложностями столкнулись?
– Сложность в том, что направление новое, все силы и средства уходят на продвижение и рекламу.
– Многие предприниматели сегодня уезжают из Омска. А вы почему здесь?
– Неважно, где мы живем, важно – для чего. Можно переезжать с места на место и не быть счастливым, а можно начать с себя… ставить цели, заниматься любимым делом, с позитивом смотреть вокруг, доброжелательно относиться к окружающим, любить то место, где живёшь, тогда и уезжать не придётся.
– Ваши коллеги, социальные предприниматели, говорят, что не хватает закона об этом виде деятельности. Вам он нужен? Зачем?
– Да, соц. предпринимательство это не торговля, это услуга – работа с людьми. Это заведомо не прибыльный бизнес, а работать в таких условиях как сейчас, просто нереально. Расходов много, прибыль маленькая, зато какая ответственность. Поэтому чаще всего соц. предприниматели закрываются уже в первый год. Необходимо пересмотреть закон, внести поправки именно для этого вида деятельности.
– Говорят, у социального предпринимательства – женское лицо. Больше всего видов такого бизнеса открыто именно дамами. Как думаете, почему?
– Социальное предпринимательство в первую очередь нацелено на помощь людям, улучшение качества жизни, а уж потом на получение прибыли. Мужчины выбирают головой, а женщины сердцем – поэтому для нас важно не просто зарабатывать, а приносить пользу обществу, менять мир к лучшему.
– 18 октября в Омске пройдет VIII Международный форум социальных предпринимателей и инвесторов «ИННОСИБ-2018». Какие ваши ожидания от него? Чем-то полезны такие мероприятия?
– Очень здорово, что именно Омск является организатором такого масштабного форума. Обмен опытом, общение и решение важных вопросов, необходимо для социальных предпринимателей. Буду участвовать, надеюсь встретить коллег из других городов, развивающих то же направление, что и я.