Предприниматель и руководитель КФХ рассказала, как в регионе реализуется проект «Устойчивое развитие сельских территорий Омской области».
– Как бы вы сформулировали миссию вашего проекта?
– Помочь сельскому жителю, улучшить качество его жизни, помочь найти тот источник, который позволит человеку зарабатывать не меньше, чем в городе. Считаю, что у сельских жителей очень трудная жизнь, и хочется хоть немного облегчить их труд. Мы объездили почти все районы, сейчас у нас на сопровождении около ста проектов.
– Как люди реагировали на ваше появление?
– Я представляла, что люди будут открытые, но они оказались довольно недоверчивы и не готовы к кооперации. Мы думали, что приедем в район, расскажем, чем можно заняться, и будем вместе развивать какие-то бизнес-направления. Как оказалось, сельские жители готовы приезжать к нам на бесплатные семинары, но не готовы делиться своими знаниями, раскрывать свои планы, технологии. Вообще сначала общение было очень настороженное, люди боялись, что мы приехали что-то проверять. Уже потом, в процессе коммуникации, люди начинали открываться и говорить: здорово, что вы приехали, и мы что-то об этом узнали.
– А как обстоят дела с финансовой грамотностью – какие здесь нюансы?
– Многие предприниматели не владеют базовым инструментом для бизнеса – это финансовый учет, управление деньгами. Подавляющая часть не делит финансы на кошелек бизнеса и личный кошелек. Непросто было объяснять это, мы столкнулись с непониманием – люди говорят: это всё мои деньги. Но для того, чтобы выстроить эффективную бизнес-систему, нужно разделять финансы.
– Приведите примеры: как найти в районе то, за что можно зацепиться и выстроить бизнес?
– К примеру, в Муромцевском районе есть интересные цветные глины. Они не подходят для промышленного производства, но подходят для того, чтобы сделать «мешочек счастья» из голубой глины. Такая сувенирная продукция будет востребована среди тех, кто приезжает на знаменитые озера.
– Как в районах обстоят дела с изготовлением и реализацией «сувенирки»?
– Сеть реализации могла бы быть более разветвленной и современной: к примеру, в гостиницах можно было бы установить витрины, в которых продавались бы сувениры, поделки. Но чаще всего этого нет.
– Кстати, о сельских гостиницах, как бы вы описали их уровень?
– Расскажу на примере: мы зашли в один из гостиных домов и поняли, что там грязно. Хотя люди считали, что у них чисто. Но то, что они понимают под чистотой, не всегда соответствует туристическому продукту. Соответственно, наша задача – дать предпринимателю возможность взглянуть на собственный бизнес глазами туриста. Потому что, возможно, не каждый турист будет готов заплатить за ту картину мира, которую он увидит в сельской гостинице.
– Бывало ли так, что вы помогали человеку с реализацией его продукта, помогали что-то улучшить, переосмыслить?
– Опять же, на примере. Женщина предлагала свои вязаные изделия. Мы ей сказали, что это не продажный продут. Вот если связать красивое платье, какую-то одежду, за такие изделия можно будет запросить и 30 тысяч рублей. А это очень достойная зарплата. Или, к примеру, мужчина из Колосовки делает из бересты хлебницы. Они стоят у него от 2600 рублей. В наших омских магазинах аналогичные изделия, причем далеко не столь оригинальные, стоят от 4000 рублей.
– Получается, омский рынок нуждается в его изделиях?
– Во многих случаях работы сельских мастеров как раз можно реализовывать в Омске. Еще один пример: мужчина из Шербакуля делает резные деревянные изделия. Например, красивые дизайнерские подносы. Они могли бы стать красивым корпоративным подарком: люди как раз выбирают для этого необычные вещи, которые не всегда просто найти в Омске. А мастера из Омской области зачастую не знают, как и где продать свои изделия, максимум они добираются до соцсетей, и то не всегда. Так они и продаются в местных лавочках, где их почти никто не покупает. Мы эту ситуацию стараемся менять, помогать людям выходить на аудиторию покупателей.
– Для того, чтобы реализовывать товар омичам, людям необязательно переезжать в Омск? Вы за то, чтобы бизнесмены оставались на селе?
– У нас в области серьезная проблема – убыль населения. Официально только в пяти районах людей стало больше. Сейчас в деревнях и селах можно увидеть много брошенных домов вместе со всей утварью. Наша задача – сделать так, чтоб территории развивались, чтобы люди оставались там, чтобы туда приезжали туристы.
– Какие есть идеи по этому поводу?
– У нас в Омске родители ломают голову, как бы отправить детей за город: сельских родственников нет, в лагерь некоторые дети категорически не хотят. Родители хотят показать ребенку другую жизнь, оторвать от гаджетов. Поэтому мы хотим развивать временное проживание, обучать людей, живущих на селе, встречать гостей. Хотим развивать банный туризм, обучать банным практикам как виду туризма, который будет «работать» круглый год. Или, к примеру, охотхозяйства – мы подсказываем сельским предпринимателям, как сделать так, чтобы они приносили деньги, чтобы приезжали туристы.