В воскресенье в Омске прошел экскурсионный флешмоб – его участниками стали 920 человек. Принято решение, что акция будет проводиться ежегодно в сентябре. Замминистра культуры рассказала о целях таких мероприятий и новшествах в программе развития внутреннего туризма.
– Анна, воскресный флэшмоб был в Омске уже вторым. А теперь бесплатная акция станет традиционной. Почему?
– У нас омичи плохо знают родной город. И среди них абсолютно не развита культура экскурсий по городу. Если сами жители не являются носителями идей туризма, они не могут их транслировать тем, кто приезжает. Самый банальный пример, когда кто-то приезжает в Омск, спрашивает у местных: «Что у вас есть интересного посмотреть?». И когда ответ: «Да нечего. Ничего интересного нет», – обидно. Мы эту проблему стараемся решить. Прогресс есть. В прошлом году проводили 30 экскурсий, в этом 53. По тому, с какой интенсивностью люди стали записываться на них, какой шквал звонков был, понимаем, что не зря затеяли. Вообще-то экскурсии по городу проводятся у нас регулярно. Я – коренная омичка. И все равно регулярно хожу на тематические экскурсии, и все время открываю для себя что-то новое. Как этим летом в сквере Павлика Морозова (который находится напротив почтампта) – монумент репрессированным. Я ни разу не видела, что на нем было написано... Это было потрясением. И много в городе такого, мимо чего мы проходим каждый день и даже не замечаем.
– Кто из омичей больше пристрастен к экскурсиям, можно такой словесный мини-портрет нарисовать?
– Больше женщин интересуются экскурсиями. Даже если взять статистику более глобальную, по путешествиям в мире, то также увидим, что в основном этим увлечены дамы. Во всех познавательных турах они однозначно доминируют. Ну и люди более старших возрастов – от 30 лет.
Многое зависит от названия экскурсии. Чем более современное, актуальное наименование, тем больше привлекает молодежь. Например, одна экскурсия была посвящена Ф.М. Достоевскому. Она называлась «Я здесь сидел». Заставкой к ней была картина Дамира Муратова, которая у нас в «Искусстве Омска» находится, где Достоевский с Гоголем играют в «города» («Омск. Я тут сидел».) На эту экскурсию был аншлаг. И контингент как раз был молодежный. Если назовем экскурсию банально – «Омск театральный», то спроса будет меньше и люди будут более возрастные. А «Театр начинается с вешалки» – уже другая подача. Кстати, она у нас заняла призовое место в номинации «Идея маршрута» на конкурсе «Лучший маршрут года» по Сибирскому и Дальневосточному округу. Она еще не реализована, но разработана. И вообще из восьми заявленных маршрутов по Омской области семь заняли призовые места. 1-2 ноября сотрудники ТИЦ (Туристического Информационного Центра) поедут в Ульяновск уже на финал конкурса. Надеюсь, тоже там что-то возьмем.
– Зима близко... В морозы на экскурсии спрос, вероятно, объективно снижается?
– Зимой сложно проводить пешеходные экскурсии, поэтому мы планируем сосредоточиться на гастротурах. (Первый гастрофестиваль как раз у нас проходит на этой неделе). Экскурсионная деятельность у нас не будет замирать, но люди будут ходить по маршрутам, где предусмотрены помещения. Тепло, сытно, интересно. Вообще у нас не исчерпана нисколько тематика экскурсий. Тут поле непаханное. Главное придумать, правильно подать.
– Можно уточнить, а ТИЦ вообще чем занимается, не только же экскурсиями?
– Экскурсии – это лишь небольшое направление работы ТИЦ. Он выполняет две важные функции: оказание бесплатных консультационно-информационных услуг всем обратившимся (куда сходить, съездить) и продвижение региона во вне на российском и международном рынках. В этом году мы в сентябре впервые приняли участие в Москве в выставке «Отдых». Весной – в выставке «Интермаркет». В ноябре примем участие в российско-казахстанском форуме в Петропавловске (туризм рассматривается как важный перспективный сегмент экономики). Плюс к концу месяца запустим модернизированный портал «Туринфо». В перспективе он будет двуязычным (русский-английский).
Еще один тренд – все музеи создают аудиогиды на международной платформе izi.TRAVEL. Его можно прослушать не только в музее, стоя перед экспонатами, он доступен в любое время и в практически любом месте. Например, в пути – в автобусе, электричке. Кроме того, посетители могут поделиться понравившимися историями с другими, выложив их в социальных сетях.
Мы тоже планируем создать аудиогиды по нашим экскурсионным и турмаршрутам – на русском и английском языках. Тем более, что наблюдается тенденция ухода от групповых экскурсий к индивидуальным. Не нужно ждать соберется или нет группа, состоится или нет тур, да и по деньгам это экономнее. Покупаете билет, берете аудиогид, а дальше – сам себе режиссер. Удобно, к примеру, едете из Омска в Большеречье в «Старину Сибирскую» и в дороге слушаете «путевую информацию». Это очень популярно в Москве сейчас в пригородных поездах.
Доля организованных туристских групп будет и дальше снижаться, а самостоятельных туристов расти. На рынке останутся те туроператоры, которые смогут предлагать уникальные продукты.То, что человек сам себе не сможет организовать – речной круиз, к примеру.
Людям нужно создать условия, чтобы они потребляли экскурсионные услуги в удобном для них формате.
– Во время флэшмоба экскурсии были бесплатны. А сколько обычно стоят, организованные по Омску ТИЦ?
– Это более чем доступная услуга. Это стоит 200 рублей. При этом вы пообщаетесь с профессионалом, с экскурсоводом, краеведом, историком, сможете задать вопросы. Цена – не то, что ограничивает человека в выборе, как провести свой досуг...
- Как вы оцениваете перспективы потока иностранных уристов в Омск? Многие к этому относятся скептически...
-Не стоит скептически относится к перспективам посещения Омска туристами. Достаточно сказать, что 70 % европейцев мечтают хоть раз побывать в загадочной Сибири и проехаться по Транссибу. К тому же традиционные туристские места страдают от избыточного к ним внимания. Так, в Голландии, Исландии и других странах проходят митинги, на которых жители требуют ограничить число прибывающих туристов. В результате этого популярность набирают ранее неизвестные направления. Конечно, для того, чтобы стать востребованным туристским регионом нам нужно еще много работать в плане развития инфраструктуры, повышения качества обслуживания, создания новых туристских объектов и маршрутов, информационного наполнения, однако, все это более чем реально. Главное здесь знать меру, чтобы не повторить судьбу европейских стран с проходящими там антитуристскими митингами.