Побывав с визитом в Омске, где несколько раз проводили митинг против повышения пенсионного возраста, президент России Владимир Путин на следующий день высказался за смягчение пенсионной реформы: объявил в прямом телеэфире, что считает допустимым повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин – до 60. И поддержал идею об уголовном преследовании работодателей, которые не берут кого-то на работу из-за возраста. Вы одобряете такую инициативу?
Арсен Пономарев, владелец сети магазинов «Новатор»:
– Я считаю, что власть вообще не имеет права диктовать условия работодателю – кого увольнять, а кого нет. Надо брать с них налоги – и больше к ним не приставать. Работодатель должен иметь право уволить кого угодно, когда угодно и по любому поводу. Или договариваться с профсоюзом, если работника защищает профсоюз. Но государство не должно защищать работников, тем более такими методами. Это приведет к тому, что отношения работодателя и работника будут еще больше осложнены.
Алексей Бобошко, руководитель компании «Омскпресса»:
– Пока неясно, как это будет работать. Сложно сказать. Ведь у людей в силу возраста может быть реакция уже не та, или человек в силу физических способностей не сможет выполнять тяжелую работу. Сменить колесо на грузовике, шпалу уложить... А где найти место для такого человека? А держать его, платить зарплату, а он будет просто посещать рабочее место, но не сможет выполнять свои функции – не каждому работодателю это понравится. Но с другой стороны, уволить тоже вроде как нельзя, иначе окажешься под уголовной ответственностью... Пока непонятно, как осуществить это спорное решение. Поживем – увидим.
Евгений Хрущ, директор ООО «Автосила-55»:
– Давайте приведем, грубо говоря, такой пример. Вы представляете себе водителя городского автобуса, который выезжает на маршрут в предпенсионном возрасте? Что он может натворить, если ему станет плохо за рулем? Поэтому мне даже комментировать этот вопрос сложно. Просто скажу, что 65-летний водитель автобуса просто не может выполнять свои обязанности. И как такого человека держать? Я не знаю, как в других сферах, но в своей специфике я четко осознаю: правительство здесь может приготовить несколько автокатастроф.
Слава Шуголь, управляющая и главный врач клиники «Евромед»:
– Я думаю, что к нашей сфере этот вопрос не относится. В медицине ведь чем больше стаж, тем опытнее врач. Ни врачей, ни медсестер в предпенсионном возрасте увольнять нельзя. Наоборот, мы предлагаем опытным специалистам после пенсии остаться и работать. Это ведь мировой опыт – и в Америке, и в странах Европы я знаю профессоров, заведующих отделениями, которым далеко за 70. И они спокойно работают, и никто об этом не беспокоится.
Другое дело те, кто являются госслужащими... А в практической медицине – нет. Многие переходят к нам с кафедр, из университетов на практическую работу. И мы с удовольствием с ними работаем, потому что это очень опытные, известные люди. И они привыкли трудиться очень добросовестно. И лично я вижу в этом толк для пациентов.
Владимир Геворгян, председатель Совета НП СРО «Омские перевозчики»:
– Увольнение увольнению рознь. Поэтому огульно всех хаять я бы не стал. Есть человек, который плохо относится к своим обязанностям, пьянствует, вредит производству, но он предпенсионного возраста – и что, за это его держать? Поэтому в каждом отдельном случае есть Трудовой кодекс, и все процессы должны осуществляться в соответствии с ним. Невзирая на пенсионный, предпенсионный или еще какой-то возраст.
Андрей Гетте, архитектор:
– Я считаю, что нужно наказывать таких предпринимателей. Если закон такой издадут, нужно будет ему подчиняться. К примеру, положены отчисления в пенсионный фонд. А предприниматель, допустим, их не перечисляет. Он ведь нарушает закон, правильно? И надо за это наказывать. Точно так же нужно будет выполнять и этот закон. Просто законы изначально должны быть хорошими!
Сергей Томилин, исполнительный директор НП СРО «Омские перевозчики»:
- Не секрет, что условия работы водителя почти экстремальные: летом жара, пыль, температура в кабине доходит до 40-50 градусов, зимой холодно, весной и осенью сыро. Не каждый молодой водитель выдерживает такие условия. А с возрастом, здоровье не улучшается. Только в этом году мыло несколько сообщений в СМИ, о случившихся проблемах с сердцем у водителей, приведшим к ДТП. А ведь это были водители до 60 лет.
Очевидно, что уже после 60-ти лет управлять автобусом очень сложно: замедленные реакции, обострение хронических заболеваний, падает острота зрения и т.д. Мы каждый день проводим предрейсовый осмотр водителей, следим за их состоянием здоровья. И пока медицинских противопоказаний нет, водители у нас работают и до 50-ти, а иногда и до 60 лет. Но наличие у водителя права на управление транспортного средства напрямую зависит от состояния его здоровья. Ухудшение состояния здоровья водителя, приводящее к тому, что он не в состоянии безопасно управлять транспортным средством, является основанием для прекращения у него права на управление транспортным средством.
Только не надо доводить до крайностей, когда управление автобусом после 60 (через несколько лет, возрастной порог выхода на пенсию будет в 65 лет!), станет дополнительным фактором опасности для жизнь пассажиров.