В Омской области сложилась ситуация, когда фаворит «предвыборной гонки» объективно определился еще до ее старта... Предсказуемость итогов голосования значительно снижает явку на выборы. Власти предпринимают определенные усилия, чтобы замотивировать граждан. В арсенале средств, например, возможность нескольких бесплатных поездок в транспорте и внесения в список городских тротуаров, которые требуют ремонта, «своего» (сделать это можно 9 сентября в пунктах, которые организуют рядом с избирательными участками). На выборы также заманивают выступлениями каратэ и дегустацией колбасы, концертами, участием в экскурсиях и мастер-классах, товарами местных фермеров. Насколько это все действенно?
Инна Ветренко, завкафедрой политологии ОмГУ:
– В данном случае власти ничего не остается делать, потому что неконкурентные, безальтернативные выборы всегда непривлекательны для народа, поэтому явочные кампании проводить нужно для привлечения людей на выборы. Я не вижу активных действий в плане проведения кампаний. Скорее всего они будут ближе к 9 сентября. Поэтому в отношении эффективности говорить еще рано. Обычно народ в большей степени привлекают материальные вещи, такие как розыгрыши айфонов или бытовой техники. Для нашего омского избирателя, прагматичного и практичного, это привлекательно и на него это будет действовать. Посмотрим, что будут делать, а потом уже будем судить по результатам явки.
Иван Жуков, доцент кафедры политологии ОмГУ:
- Предоставление бесплатного проезда в день выборов выглядит довольно смешно, так как а) участки чаще всего находятся рядом, б) человек может воспользоваться правом проголосовать по месту нахождения.
Совмещение выборов с голосованием по благоустройству… Где-то я это уже слышал. )) Кажется, после последнего такого голосования, совмещённого с выборами в Госдуму, у нас не благоустроили ничего. В лучшем случае «победят» тротуары, уже внесённые в план ремонта. Благо у нас в регионе некий ТВ-канал в совершенстве владеет искусством организовывать соответствующие «голосования».
Ну, а ярмарки, колбаса и прочее – всё это старо как мир, но эффективно. Это простимулирует явку тех, кто готов идти на выборы, – женщин старше 50-ти. Являются ли они целевой аудиторией первого в бюллетене – врио, да ещё и в условиях, когда все конкуренты отказались, а допущенные к участию в лучшем случае никому не известны? Риторический вопрос.
Эти выборы комментировать скучно.
Галина Татаринова, политконсультант, участница избирательных кампаний федерального и регионального уровней:
– Мне кажется, что не очень эффективно. В Москве, например, Собянин давно уже говорит, что мы не заинтересованы в большой явке. Нам достаточно 33%. Этот стереотип сидит у нас у всех в головах, что власть всегда стремится повысить эффект. Разные выборы бывают. Мне кажется, что большая явка не так уж и важна. Более того, если не сильно стимулировать людей на выборы, то как раз придет самый положительный электорат, который проголосует как надо. А если нажимать на явку, то придут люди недовольные, которые против пенсионной реформы и проголосуют негативно. Я не чувствую большого нажима. Может быть ближе к дате что-то будет. Поэтому говорить об эффективности трудно, потому что я не уверена, что такая задача у власти стоит.
Вадим Дрягин, омский политолог, директор ООО «ГЭПИЦентр II».
– Не совсем правильно «заманить». В России в целом наблюдается снижение явки избирателей. Снижение активности – это общая характеристика избирательной системы России. Естественно, существующий выборный институт пытается повысить легитимность выборов. Поэтому применяются определенные способы и методы. А сказать насколько они эффективны... Это ведь целое комплексное мероприятие: в первую очередь организация, передача информации, выход на пассивный электорат. Я честно говоря, не знаю, насколько эффективно они все это делают. А так это обычная проблема общих выборов России.
Михаил Машкарин, декан факультета гуманитарного образования ОмГТУ, доцент кафедры «Отечественная история», кандидат исторических наук, член Общественной палаты Омской области:
– С моей точки зрения все, что они делают, прибавить может 5% избирателей максимум. И все потому, что когда Государственная Дума принимала закон о проведении выборов в это время, такое ощущение, что они не понимают, что по всей стране в это время идет уборка урожая, и люди заняты своими делами. В связи с тем, что ситуация в экономическом плане напряженная, люди вместо того, чтобы пойти на выборы губернатора, придут к себе на дачи, участки и будут собирать картофель, потому что им надо выживать. Абсолютно большинство людей, которые раньше ходили на выборы с удовольствием, все бабушки и дедушки, у них выбор такой: или собрать урожай, или идти на выборы губернатора. Хотя есть много и таких людей, которые успевают и туда и туда. Но большая часть в этой ситуации, когда не учитывается их мнение депутатами Госдумы, что 9 сентября время, когда народ работает, люди просто наплюют на это дело. Это совершенно очевидно. Губернатора, конечно, изберут, но процент явки будет низкий.
Александр Лесовский, омский журналист:
-Любой вопрос своей формулировкой подразумевает определенный вариант ответа. Вот и вы в своей формулировке выстраиваете ассоциативный ряд «выборы - каратэ - колбаса». Поэтому и ответ сразу же напрашивается с каким-то негативом. Но давайте попробуем посмотреть на происходящее под другим углом.Да, есть фаворит избирательной кампании. Да, выборы носят предсказуемый характер. Да, власть стремится что-то сделать, чтобы поднять явку. Это отражение сложившейся политической системы. Так происходит по всей стране. На мой взгляд, главный критерий оценки этой ситуации — нарушается ли действующее законодательство при стимулировании явки? Нет, не нарушается. Это главное. А все остальное — это частные оценки, эмоции и впечатления. Поделюсь своими.
Что побуждает людей идти на избирательные участки? Оставим в стороне рассуждения о гражданском долге. Каждый воспринимает это понятие по-своему. Общим мотивом для участия в выборах еще с античных времен было, есть и будет ожидание пользы.
Стимулирование явки — это попытка власти сделать выборы чем-то полезными и тем самым пробудить в людях чувство сопричастности к тому, что происходит в области. Бесплатные поездки, дешевые товары, художественная самодеятельность и эстрадные звезды — все это может привлечь избирателя. И это традиция, сложившаяся еще с советских времен.
Выборы можно сравнить с каким-то семейным мероприятием. По сути 9 сентября будет днем рождения нового губернатора. Стимулированием явки действующая власть как бы приглашает жителей области, стремясь сделать это событие праздником. Вполне понятное стремление. Ведь пустые стулья у праздничного стола — показатель равнодушия, всегда неприятный для приглашающего.
Интересно, какие бы комментарии последовали, если бы власть не заморачивалась явкой? Наверняка бы ее упрекали за то, что нарушается традиция проведения выборов, что власти безразлична избирательская активность.
Сергей Кондаков, омский политик и общественный деятель:
– Колбаса, концерты, «блины на лопате», экскурсии – это, извините, для наивных. Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех. Вся соль прошлых и нынешних выборов – пресловутый «муниципальный фильтр» – эта норма создает условия, при которых невозможно стать кандидатом в губернаторы, без разрешения власти. Зарегистрированными кандидатами становятся никому не известные статисты, которые без борьбы проигрывают выборы. Все знают результат задолго до выборов. Знаете чем отличаются выборы в демократических странах с развитой экономикой? Тем что несколько кандидатов идут к победе «ноздря в в ноздрю», и результат выборов сложно прогнозировать! Давайте честно скажем: это не выборы, а плебисцит, референдум, как угодно, по поддержке определенной кандидатуры. Игра по навязанным нам правилам. Других выборов сегодня нет. Нельзя же всерьез воспринимать смешные проценты которые наберут «статисты» как отражение реальной политической конкуренции. Полагаю, явка на выборы будет низкая.
Георгий Бородянский, омский журналист и поэт:
– Думаю, меры вполне эффективные. Проверенные: примерно так уже много лет власти приманивают население на выборы, например, в Тюмени. Там проводят еще бесплатные и беспроигрышные лотереи: за китайской мелочевкой люди стоят у избирательных участков в огромных очередях. Местные правозащитники, кстати, пытались не раз оспаривать эти способы повышения явки, поскольку они нарушают Закон об основных гарантиях избирательных прав, где сказано, что «никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию в выборах». Когда люди живут в большинстве своем за чертой бедности или близко к ней, такого рода подачки вроде талончиков на поездки смахивают на принуждение. А с учетом специфики нынешних выборов, где реальный кандидат в губернаторы только один, это можно расценивать и как подкуп избирателей. Так примерно оценивает власть наше мнение: мы молчим, стало быть, заслуживаем такое отношение. Во времена крепостного права простолюдинам больше перепадало по праздникам, притом никто тогда за ненадобностью не покупал их голоса. Думаю, эти мероприятия дадут существенный прирост явки, но она все равно будет маленькой, поскольку никакого другого смысла и стимула идти на эти выборы нет.
Андрей Рудаков, омский политик:
– На этих выборах стоит задача не побить антирекорд явки избирателей. Явка более 20-25% будет успехом для полностью безальтернативных выборов с фактически единственным кандидатом. И такая явка вполне достижима. Если город традиционно проигнорирует выборы – в области больше людей доберется до избирательных участков. Обеспечат количественные показатели в первую очередь бюджетники, малоимущие слои населения, для которых имеют ценность даже два билета на проезд и прочие мелкие подачки, молодежь, которая пойдет на выборы первый или второй раз в жизни.