Частный перевозчик прокомментировал решение Департамента транспорта о переводе части автобусных маршрутов из статуса «нерегулируемые» в «регулируемые».

– Сергей, для начала уточните термин, не все читатели понимают отличие – регулируемый, нерегулируемый...

– Что такое регулируемый маршрут? Это где доплачивают межтарифную разницу. Для пассажира это 22 рубля, а для перевозчика та стоимость, на которую он защитил тариф в РЭК. А разницу из городского бюджета доплачивают.

Я достаточно давно занимаюсь предпринимательской деятельностью в сфере пассажирских перевозок и вижу, как на протяжении последних трех лет постоянно меняются «правила игры» во взаимоотношениях частных перевозчиков с Департаментом транспорта города Омска, который является организатором перевозочного процесса пассажиров во всем комплексе общественного транспорта. Что я имею ввиду?
Во-первых, при каждой смене директора департамента, меняется отношение к частным перевозчикам (от лояльных, до «почти враждебных»).
 
Во-вторых, меняются требования к частным перевозчикам, и в первую очередь к подвижному составу («особо малый класс, замените на малый, потом малый замените на средний, теперь уже говорят приобретайте автобусы большого класса, установите в них кондиционеры и все это за свой счет), в то время как к автобусам муниципального класса, которые изношены на 90%, таких требований никто не выдвигает).

В третьих, почти все частные перевозчики, чувствуют на себе угрозу ликвидации их маршрутов под любым предлогом, будь то изменение в маршрутной сети или «устранение дублирующих маршрутов».

Этот список можно продолжать достаточно долго, но частные перевозчики, хоть и жаловались на свою участь, выполняют все взятые на себя обязательства, и не требуют из городского бюджета никаких дотаций.

Но тревожит новая «инициатива» специалистов из департамента транспорта: перевести большую часть маршрутов частных перевозчиков из разряда нерегулируемых перевозок – в регулируемые. Уж очень им хочется все регулировать!

– Чем вызваны опасения? Какие изменения, в связи с этим ждут перевозчиков и пассажиров?
 
– Пассажирам чиновники обещают только хорошее: и единый тариф на проезд в 22 рубля, и повсеместную оплату проезда безналичным путем, и новые автобусы, и повышенный комфорт. Но, при этом никто из чиновников не говорит, что при  переводе в разряд регулируемых перевозок, перевозчик обязан представить свои расходы и защитить в РЭК реальную стоимость перевозки одного пассажира, а эта сумма, может быть отнюдь, не 22 рубля!

– Сегодня, на нерегулируемых маршрутах стоимость проезда – 25 рублей, это и есть «цена» всех затрат частного перевозчика?

– Сегодня на нерегулируемых маршрутах все затраты несет сам перевозчик. Теоретически и цену он может поставить и в 30 рублей, только эта цена, как говорят, будет за пределами рынка. Здоровая конкуренция нужна, как известно, она всегда идет на пользу потребителям услуг (пассажирам). Так вот, реальные затраты перевозчика таковы, что действительно цена перевозки одного пассажира может вырасти до 30-ти и больше рублей. Не секрет, что цена перевозки одного пассажира в муниципальном транспорте равна 38 рублям. Разницу (от стоимости билета в автобусе в 22 рубля) ПАТП оплачивают из городского бюджета, а это почти 800 тысяч рублей. А теперь представим себе ситуацию: частные перевозчики, посчитав свои затраты (а это не только дорожающий бензин, запчасти и зарплата водителей), защитят в РЭК стоимость перевозки одного пассажира, хотя бы в 30 рублей (реально эта цифра может быть и больше). Известно, что сегодня частные перевозчики перевозят 70% пассажиров. Если дотация из бюджета на муниципальный транспорт составляет порядка 800 тысяч, то дотация для частных перевозчиков будет почти в два раза больше. То есть к сумме 800 тысяч, на следующий год, «на транспорт» в бюджете надо будет предусмотреть порядка 2 миллиарда 400 тысяч рублей!!!! Кто-то из чиновников, об этом подумал, предлагая такое решение?

– Может быть, чиновники, думали, что затраты у частных перевозчиков гораздо ниже, чем у муниципальных ПАТП, и дотации не понадобятся?

– Вполне возможно, что у кого-то из перевозчиков, затраты меньше. Но уже сегодня почти все предприниматели этой отрасли работают на грани рентабельности, и для них, снижение стоимости проезда даже на три рубля, с 25 до 22 рублей, (а ведь есть электронные транспортные карты, стоимость проезда по которым составляет – 19 рублей!) – может просто «похоронить» бизнес.

– Специалисты из департамента говорят, что уйдут одни – придут другие….

– Где они «другие»? Экономические условия то у всех одинаковые. Тогда, чтобы выжить, и начнется «экономия на всем». Или появится больше «нелегалов», или зайдут на наш рынок иногородние игроки, которые поначалу могут и демпинговать, а потом, все равно, доберутся до городского бюджета и все налоги будут уходить уже в бюджет другого города.

Вот и получится, что рынок частных перевозчиков, рушится, а муниципальный транспорт (у которого сегодня 30 процентов рынка), с задачей перевозки пассажиров – не справится. Все это может отразиться на ритме жизни горожан. И что тогда будут говорить чиновники?

– Где же выход?

– Выход в том, чтобы изначально не предпринимать усилий для разрушения того, что и так хорошо работает. Нужно наладить диалог власти и бизнеса, нужно взвешивать все «за» и «против» любого решения, которое может повлиять на всю систему общественного транспорта в миллионном городе.