Член региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», директор «Центра экспертизы в области здравоохранения» порассуждал о перспективах регионального проекта «Здравоохранение»:

– 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин в своем Указе №204 задал новые и во многом амбициозные задачи для целей развития страны в целом и фактически дал старт новым 12 национальным проектам, в т.ч. проекту «Здравоохранение». Главная его цель – снижение смертности трудоспособного населения от двух основных причин – сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также уменьшение младенческой смертности.

Прежде всего, федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи, включая труднодоступные районы и сельскую местность, чтобы первичная медицинская помощь была в шаговой доступности (не более 6 км от места нахождения человека – это примерно час пешком или 15 минут на общественном транспорте).

Далее поставлена задача увеличить в два раза охват населения профилактическими осмотрами, т.е. каждый россиянин раз в год должен пройти такой.

Также предстоит внедрить бережливые технологии в детских и взрослых поликлиниках, что подразумевает удобно работающую регистратуру, отсутствие очередей при записи на приём и у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных пациентов и т.д. – всё, что уже было отработано в пилотном режиме в первых 300 объектах в стране по проекту «Бережливая поликлиника». Кроме того, будет завершена региональная централизация диспетчерской службы скорой медицинской помощи, что очень важно для правильной маршрутизации пациентов, если случается какое-то острое состояние или заболевание.

Должно произойти наращивание объёмов санитарной авиации – это очень важно для удалённых труднодоступных районов страны.
Важной целью нового проекта будет выполнение целевого показателя по доукомплектованию медицинским персоналом первичного звена до 95%, т.е. ликвидация дефицита более 22 тыс. врачей по всей стране.

Далее проект должен решить очень сложную и амбициозную задачу – бороться с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. И решать её собираются комплексно – от профилактики до реабилитации, переоснащения специализированных центров, специального дополнительного обучения врачей, в т.ч. узких специалистов, работающих в амбулаторных учреждениях.

Есть еще задачи по развитию телемедицины, цифровизации медицинских услуг, а также развитие экспорта медицинских услуг.
Основную сложность в реализации нового проекта «Здравоохранение» федеральный Минздрав связывает с тем, что основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей стране субъектам РФ. Поэтому федералы и опасаются возможных искажений при его реализации в регионах.

Необходимо отдать должное Минздраву России, который только за последний месяц провел несколько публичных обсуждений, презентаций, брифингов и круглых столов по теме нового нацпроекта, через подготовленных федеральных спикеров продолжается объяснение целей и задач, а также способов достижения целевых показателей проекта.

А теперь стоит обратить внимание на то, как в Омской области собираются реализовывать адаптированный под наш регион новый проект «Здравоохранение».

 За последнее время в публичном пространстве мной было найдено только одно выступление руководителя местного здравоохранения, хоть как-то связанное с этой темой – цитата « …сегодня мы как бы планируем эти вложения, мы зарядили с помощью Буркова А.Л. бумаги в аппарат Президента, в Правительство, у нас там стоит в плане 3 ангиографа, 4 или 5 компьютерных томографов, в т.ч. которые мы будем ставить и на поликлиники...».

Касательно нехватки медицинского персонала, в т.ч. в сельской местности, было заявлено, что это проблема не системы здравоохранения, а Правительства – « …не надо все грузить на Систему, сделайте там, чтобы люди жили комфортно…». Это почти все.

Видимо, не зря федералы боятся искажения при реализации проекта в регионах. В Омской области граждане уже свыклись с тем, что в проблемах доступности и качества медицинской помощи виноваты либо они сами, либо Москва. Об этом нам не устают напоминать местные чиновники от медицины.
    
Направление мысли понятно – если граждане занимают очередь в поликлинику за талоном к врачу в 5 или 6 часов утра – это они сами виноваты, видимо, не спится. Если грязные или закрытые туалетные комнаты, без воды или банального мыла – это они сами виноваты, не надо было «на стены разбрызгивать»… Если молодой человек после получения медицинского образования отказывается работать на ФАПе за 8-10 тысяч рублей и жить на выделенном койко-месте, его нужно заставить обязательным распределением.

Можно долго приводить конкретные факты неудовлетворительной организации самой системы здравоохранения в Омской области и невероятные по содержанию комментарии местных  медицинских чиновников, оправдывающих некомпетентность или даже халатность. Но ведь эти системные проблемы отрасли все-таки должны быть решены, а не прокомментированы.

По итогам последних социологических опросов проблемы в здравоохранении наши граждане ставят в число приоритетных. Не зря Президент России Путин В.В. в мае 2018 года и поставил Правительству России амбициозные цели и задачи, в числе которых и перевод российской системы здравоохранения на другой качественный уровень.

Не может Омская область стоять в стороне от решения данных целей и задач. А достигать их могут только сами люди, профессиональные команды с реальными лидерами. Способна ли действующая команда местного минздрава решать такие цели и задачи?
 
Что же, новая команда врио губернатора должна вновь «по сусекам поскрести» в уральском регионе? Возможно, найдется отчаянный и волевой организатор здравоохранения, способный качественно решать системные проблемы в здравоохранении Омской области…