Ущерб от потери ценных лесов сопоставим с официальной прибылью лесхозов региона. Этот факт остался без комментариев, потому что глава омского ГУЛХ уехал на Алтай.
Сегодня, 16 июля, стал известен результат проверки по поводу незаконных вырубок ценнейших реликтовых сосен в лесах Тарского района. Эти цифры озвучили на пресс-конференции в студии «МКР-Медиа» представители Общероссийского народного фронта.
Напомним, что история с вырубками получила резонанс в октябре 2017 года, когда у пытавшейся привлечь внимание к проблеме активистки ОНФ Людмилы Жуковой сожгли баню. Спустя несколько дней на своей первой пресс-конференции врио губернатора Омской области Александр Бурков заявил, что к вырубке могут быть причастны коррумпированные высокопоставленные чиновники.
Как рассказал руководитель рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Омского отделения ОНФ Игорь Новошинский, проверка проводилась с конца июня до середины июля.
На север Омской области приехали специалисты из федерального ведомства – Рослесхоза. Участвовали в проверке представители двух федеральных округов – не только Сибирского, но и Центрального. Очевидно, для большей непредвзятости.
Итоги, по словам Новошинского, оказались шокирующими:
– В результате проверки было установлено, что только на территории одного Тарского района общий объём незаконной рубки составил 3955 кубометров. В денежном выражении это ущерб порядка 42,5 миллиона рублей. У нас за весь 2017 год общий доход бюджета Омской области от деятельности лесного хозяйства (как лесхозов, так и коммерческих организаций) составил всего 65 миллионов рублей. Размер ущерба, выявленного в течение двух дней, когда работала комиссия в Тарском районе, сопоставим с тем, что получил бюджет за целый год!
И это ещё не всё:
– Более того, специалисты, находясь на месте, увидели, что этих нарушений гораздо больше. Просто времени не хватало их зафиксировать. Площади рубок большие – по 15-30 гектаров.
Проверяющие в сопровождении общественников осматривали не только территорию, но и документы, на основании которых давалось разрешение на незаконные вырубки. Новошинский рассказывает, что на бумагах стояли подписи и предпринимателей, и государственных служащих:
– Преступления были совершены как арендаторами лесных участков, так, как это ни прискорбно, и работниками лесхозов, которые должны, по идее, бороться за сохранение лесов. Мы будем настаивать на проведении сплошной проверки двух лесничеств – Тарского и Васисского.
Как пояснила сопредседатель Омского отделения ОНФ Людмила Жукова, на долю именно этих двух лесничеств приходится основной объём незаконной вырубки.
Жукова и Новошинский пожалели, что на пресс-конференцию не пришли представители Главного управления лесного хозяйства Омской области. Ведь все региональные лесничества находятся в подчинении этого ведомства.
Отдуваться за руководителя ГУЛХ Омской области Сергея Максимова пришлось новому министру экологии и природных ресурсов Илье Лобову. Министр пояснил, что у Максимова есть уважительная причина:
– Конкретно по Максимову могу сказать, что сегодня он находится на плановом обучении, которое проводится Рослесхозом в Алтайском крае, поэтому он не смог присутствовать на данной конференции. Обвинение достаточно серьёзное относительно Тарского и Васисского лесхозов. Некорректно было бы кому-то из заместителей комментировать то, что должен комментировать руководитель.
Лобов заявил: «Делать какие-то выводы властям пока рано. Для начала нужно получить максимально полную информацию о виновниках и всех допущенных нарушениях».
– В данном случае я предполагаю, что нужно дождаться результатов ответа Рослесхоза на те возражения, которые сформулировал для них в своём письме Максимов. Давайте говорить откровенно. Сегодня мы не ставим точку в той истории, о которой говорит ОНФ. Мы получили какой-то контрольный результат – это, скорее, запятая. Какие-то процессуальные действия должны последовать, когда будет найден виновник – конкретное лицо – и когда ему будут предъявлены обвинения. Тогда мы сможем чётко говорить о том, какие ошибки допустило управление лесного хозяйства, чиновники и арендаторы. Я предпочитаю дождаться результатов.
В конце 2017 года стало известно, что уникальные реликтовые леса в Тарском районе вырубаются практически в промышленных масштабах, хотя по бумагам до недавних пор всё было шито-крыто. Следствие подозревает: за этими нарушениями стоят некие высокопоставленные чиновники, имевшие полномочия, чтобы проворачивать такие махинации. Однако ни одной конкретной фамилии пока не прозвучало.