Член Союза архитекторов России, почетный архитектор РФ, главный специалист по архитектуре АО ТПИ «Омскгражданпроект» написал открытое письмо главе горадминистрации Омска.
– Невежество чиновников – это воля власти или неизбежность? Даже простая перепланировка стала проблемой. Ну и ну господа...
Золотые слова Президента РФ В.В. Путина:
«Я Вас уверяю, власть никого не боялась и никого не боится. Но власть не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из своей бороды и смотрит на то, как государство превращается в какую-то мутную лужу, из которой олигархи, (и я бы добавил чиновники от власти) выковыривают и ловят для себя золотую рыбку…».
О чем речь? Да все о том же. Не будем вдаваться в подробности как это произошло, но профессиональные знания, навыки и компетенция у класса чиновников, «работающих» с населением, и от которых зависит решение тех или иных важных, а иногда и жизненно важных вопросов, можно оценить как нулевые. Особенно по вопросам, касающимся строительного и проектного дела.
Усугубляет ситуацию и некоторые противоречия в законодательстве, которые не дают однозначных ответов или решений по тем или иным вопросам. Возьмем, к примеру, все тот же пресловутый закон – «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, статья 1. «Основные понятия», используемые в настоящем Кодексе. В данной статье не приведены понятия, переустройство и перепланировка жилых помещений, используемые в Жилищном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ, (глава 4, статья 25).
Зато в Жилищном кодексе приведены понятия переустройство и перепланировка жилых помещений без использования терминологии и понятий Градостроительного кодекса, типа строительство, реконструкция, капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения необходимо согласование с органом местного самоуправления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. В этой связи возникает несколько вопросов.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: на основе каких нормативных документов нужно оформлять проект переустройства и перепланировки жилого помещения и как он будет называться, проектная документация, рабочая документация?
В градостроительном кодексе, в статье 48 четко прописано: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта…», но это не относится к перепланировке и переустройству жилых помещений.
И здесь появилась черная дыра. Есть ли связь Градостроительного кодекса с Жилищным кодексом? Или проект перепланировки и переустройства к Градкодексу не имеет никакого отношения, а выполняется только на основе положений Жилищного кодекса.
ВОПРОС ВТОРОЙ: в статье 1, п. 14 Градостроительного кодекса дано понятие – реконструкция объектов капитального строительства определена как: изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Основываясь на положениях данного пункта, чиновник, регистрирующий проект простой перепланировки квартиры, где исключена или добавлена не несущая перегородка, вызывающая за собой изменение площади квартиры, расценивает перепланировку как реконструкцию со всеми вытекающими последствиями для собственника. Уже не говорю о том, что по этому же пункту не является реконструкцией замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, что чиновниками не берется во внимание.
Тогда причем здесь Градостроительный кодекс, ведь переустройство и перепланировка выполняются в соответствии с СП 54.13330.2011, Приложение Б, по Жилищному кодексу, в котором нет ни реконструкции ни капитального ремонта.
О чем это говорит? А говорит это о том, что чиновник не разбирается, не знает, (или притворяется, что не знает) Российского законодательства в той области, в которой он работает.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: в своде правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоэтажные» п.5.7 указаны наименования помещений, которые должны быть предусмотрены в квартирах, т.е. должны быть предусмотрены общие жилые комнаты, спальни, кухни, кухни-столовые или кухонные зоны, в зависимости от количества комнат в квартире. Область применения настоящего свода правил, в соответствии с п.1.1, распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий.
На основании какого нормативного документа, чиновники, согласующие проект, требуют применять иные наименования для жилых помещений квартиры. И что самое главное, при подготовке Отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, не утруждают себя мотивированным основанием отказа, а ограничиваются общей ссылкой на статью 27 Жилищного кодекса: «Несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства». Как хочешь, так и понимай. А где ссылка на закон, статью, пункт и т.д. которую нарушил собственник и чем он ее нарушил? А нет этой ссылки, так как собственник не нарушал закон.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса, п.4 – «Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования… Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
То есть работы по договорам о выполнении проекта перепланировки жилого помещения могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Тогда на основании чего чиновники при согласовании с органом местного самоуправления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения требуют свидетельство о допуске к таким видам работ?
Что будут требовать чиновники с 2018г. когда Градостроительным кодексом вообще отменены свидетельства и заменены на наличие членства индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования?
Да и статья 26 Жилищного кодекса частью 2 не требует наличия, какого-либо свидетельства о допуске. И даже строго декларирует в части 3. «Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи».
ВОПРОС ПЯТЫЙ: если по перепланировке квартир, хоть какая-то информация есть в Жилищном кодексе, то по перепланировке нежилых помещений – «темный лес». Правда в г. Омске создали так называемый «Временный регламент…», но документ до конца не уточняет правила подготовки и регистрации документации на перепланировку и не снимает вопросов, чем пользуется чиновник. Жаль, что документ подготовлен без участия проектировщиков профессионалов.
ИТОГ:
Вот и получается, полный чиновничий беспредел, когда бедолаги жители вынуждены помногу раз изменять, дополнять документацию, искать и предоставлять информацию и документы, которые требует чиновник на свой взгляд и по своему усмотрению.
Что же делать с чиновниками? Чтобы чиновник не дурел, не тянулся за взяткой, не утолял в себе жажду власти и честолюбия, необходимо:
– во первых, давно уже пора замещение на чиновничьи должности, требующие профессиональных знаний, проводить на конкурсной основе. (Пример показан Президентом России).
– во вторых, обязать чиновников изучать и законодательные и нормативные документы РФ;
– в третьих, регулярно проводить аттестацию чиновников на знание законодательных и нормативных документов РФ;
– в четвертых, обязать чиновника при подготовке отказов от согласования проектов, указывать мотивированные основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и на законы, статьи в этих законах и другие нормативные акты РФ. Это кстати требование статьи 27 Жилищного кодекса. Отказ от согласования без ссылок на конкретные нарушения требований законодательных и нормативных документов считать недействительным.
Обращение к главе администрации, МЭРу города Омска, к руководителям соответствующих департаментов администрации города – разорвите, наконец, порочный круг насаждения на тепленькие места у власти не профессиональных и не компетентных чиновников-невежд. Займитесь ликбезом чиновников, ведь стыдно же комплектовать свои кадры невеждами, что в миллионнике не найдутся квалифицированные кадры?
Вспомните о своих гражданах господа, проявите к ним уважение. Доколе вы будете испытывать терпение доброго по своей сути российского гражданина.
ЧТО СДЕЛАТЬ:
С целью упорядочивания и упрощения процесса перевода жилого помещения в нежилое и обратно, перепланировки и переустройства жилых и нежилых помещений, необходимо разработать и утвердить «Правила перевода жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое, перепланировки и переустройства жилых и нежилых помещений в г. Омске».
В этих «Правилах» должны быть четко определены требования к разрабатываемому проекту (состав и объем документации), условия, при которых требуется наличие у проектировщика членства в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования, перечень необходимых и достаточных документов, прилагаемых к проекту, порядок и сроки регистрации проекта, ответственные службы, производящие регистрацию проекта.
Оказать уважение к жителям города и Открыть прямую линию по вопросам, касающимся проблем с перепланировкой и переустройством жилых и нежилых помещений.