Автор пьесы-первоисточника боялся отпускать москвичей одних в польский городок, где произошли страшные события...
В рамках театрального фестиваля «Академия» в Омске прошел показ спектакля «Наш класс», поставленного по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека.
Как рассказал директор столичного театра им. Вахтангова Кирилл Крок, спектакль, премьера которого состоялась в 2016 году, стал в театре самым кассовым – несмотря на то, что в нем не заняты знаменитости. «Он перевернет вашу душу», – пообещал омичам Крок.
Выходя с трехчасового спектакля, омские зрители вытирали слезы. Медленно, словно сомнамбулы, погруженные в себя горожане брели на творческую встречу с артистами – лишь 1 января 2018 года молодые таланты официально вошли в труппу театра Вахтангова. До этого они входили в состав Первой студии. По словам одного из артистов, Эльдара Трамова, создание такой студии было мечтой Вахтангова.
– Первая студия была создана в 2012 году. В нее принимались выпускники различных театральных институтов, не только московских, но и из других городов. За шесть лет студия укомплектовалась. Кто-то не выдержал ритма, кто-то уходил, кто-то приходил. Это особая жизнь: много репетировали, много участвовали в спектаклях театра. Остались самые стойкие и крепкие. Я, встретив пьесу Слободзянека, поняла, что это работа для этих ребят, что они это сдюжат, – рассказала режиссер спектакля Наталья Ковалева.
Наталья Ковалева
Пьеса «Одноклассники. История в XIV уроках» – о событиях, происходивших с реальными людьми в реальном польском городе Едвабне. В июле 1941 года поляки отвели в овин сотни евреев – женщин, детей, стариков – и сожгли. Долгое время считалось, что это страшнейшее массовое убийство – дело рук немцев.
Но в 2001 году обнародовал результаты своего исследования американский историк Ян Томаш Гросс. Ему удалось подтвердить, что своих же соседей убили поляки. В том же году Тадеуш Слободзянек начал работу над своей пьесой, которая была закончена в 2008 году. В ней – жуткий контраст: молодые люди, которые веселятся, дружат, любят. А затем они же идут убивать и насиловать друг друга.
Красавица Полина Кузьминская, сыгравшая Зоську, во время творческой встречи с омичами воскликнула: «Вы такие разговорчивые!» Омичи, которые еще не успели оправиться от тяжелого трехчасового спектакля, по большей части молчали: потеряли дар речи...
Слободзянек руководит Варшавским драматическим театром, в котором тоже есть эта постановка. Вахтанговцам довелось встретиться с польскими коллегами: если на родине страшных событий одноклассников играют артисты старше 40 лет, то в Москве исполнителям тяжелых ролей всего 25-30 лет.
– Была идея, что каждый актер должен быть в том возрасте, в котором погиб его персонаж. То есть артистам было бы от 20 до 80 лет. Но в этом случае не сложилась бы такая энергичная команда, – рассказала Наталья Ковалева.
Чтобы выжить, прекрасной Рахельке (Ксения Кубасова) пришлось предать свою веру и превратиться в Марианну
Тадеуш Слободзянек свою пьесу в исполнении москвичей видел, об актерской игре отозвался очень высоко. «Ой, они выходят, со второго урока зрители плачут. Очень хорошо играют», – передала слова драматурга Наталья Ковалева (пьеса разделена на своеобразные главы – «уроки»).
Режиссеру, поставившему «Наш класс» в Москве, довелось побывать в Едвабне. А вот показать спектакль жителям Польши вряд ли когда-то доведется.
– Летом мы ездили в Польшу к Тадеушу. Когда зашла речь о посещении городка, в котором произошли эти события, Тадеуш сказал: «Я поеду с вами». Я спросила: «Вы боитесь за нас, что ли?» Он сказал: «Ну да, как-то я волнуюсь». Этот городок не любит, когда к ним приезжают, чтобы вспомнить о том, что там было. Кстати, он не похож на соседние города. В нем чистота, уют и какая-то закрытость – как будто совершенно другой мир, – рассказала Наталья Ковалева.
Финальный состав определился далеко не сразу: на одну роль могло быть по 3-4 претендента. Лишь некоторые сразу нашли свои роли – а роли нашли их. К примеру, Эльдар Трамов сыграл Якуба Каца, который трагично уходит из жизни в юном возрасте.
– Не было ощущения, что мы работаем над спектаклем. Мы очень много говорили, много чего открывали друг в друге. Не столько внешние, сколько внутренние процессы… Какое-то духовное единение. В итоге получился долгожданный, выстраданный ребенок. Этот спектакль личностно влияет на каждого из нас. Когда мы начали репетировать эту историю, возникло осознание, что все актеры – мои однокурсники, хотя в жизни я учился лишь с некоторыми. Они стали мне ближе. Могу признаться, что, когда я начинал репетировать, был в том возрасте, в котором умер Якуб… Иногда я думал: «Мой дорогой, тебя уже нет, и в твои года ты ничего не успел. А я старше тебя, и тоже ничего не успел…» – делится Эльдар Трамов.
«Он у нас один такой. В семье не без... гения», – шутливо отозвался об Эльдаре Трамове директор театра Вахтангова Кирилл Крок
Актеры поспорили о том, существуют ли плохие люди. По мнению исполнителя роли Зигмунта Владимира Логвинова (жестокость этого персонажа кажется немыслимой), плохих людей не существует.
– Есть люди несчастные, которые оказались в той или иной жизненной ситуации. Толчком послужила неразделенная любовь Зигмунта, – делится Логвинов.
Зигмунт в исполнении Владимира Логвинова совершает в спектакле самые ужасающие злодеяния. Ему удается дожить до старости, но за его жестокость мир отплатит ему сполна
Некоторые коллеги не согласились с ним, заявив, что человек, совершивший плохой поступок, и есть плохой. Не поддержала такую точку зрения Наталья Ковалева.
– Они мечтали, они были чистыми детьми, никто не мечтал стать убийцей. Один говорит: я хочу быть военным, защищать людей – а потом он их убивает. Другой хочет быть пилотом, взлетать в небо – а потом падает на самое дно. Каждый из них проиграл свою жизнь. Здесь нет плохих и хороших. Здесь нет счастливых – все несчастны, – считает режиссер.
Фото на память с омичами. Наталья Ковалева однажды застала своих подопечных за странным ритуалом: после спектакля каждый стремился обнять другого. Оказалось, все просто: «Мы столько зла сделали друг другу на сцене...»