Писатель, по своему признанию, с трудом оторвал себя от просмотра матчей чемпионата мира по футболу, чтобы в режиме онлайн встретиться со своими читателями из 70 городов (в том числе с омичами) и ответить на их вопросы в рамках проекта «ЛитМост».
– Олег Юрьевич, есть ли в современной литературе, кинематографе герой, за которым хотелось бы пойти, которому хотелось бы подражать?
– Вы имеете в виду, как за Павкой Корчагиным, в огонь и в воду? Здесь себя спокойно чувствуют «Дисней», «Марвел», которые стараются увлечь зрителей за супергероями. В последнее время набрали обороты такие фильмы, как «Тренер», «Движение вверх», но это фильмы о реальных людях. А таких героев, про которых говорите вы, не существует, мы не умеем это делать, более того, считается, что это не очень ликвидно. Мы все больше уходим в фантастику, фэнтези, поэтому у нас есть «Властелины колец», «Гарри Поттеры». Много того, за чем идет сегодня ребенок. Но приемы, которые используются, чтобы поднять авторитет таких героев, ничтожны. Киностудии берут наших детей за руку и уводят в красивый придуманный мир, но к миру настоящих героев, у которых героизм не имеет волшебного происхождения и проявляется в стремлении сделать что-то доброе, вечное своими руками, головой, дружбой, нет и не будет. Выбирается более простой путь. В отличие от кинематографа прошлых лет, героя, за которым пошел бы я, нет.
– Кому, как не вам, стоит его создать?
– Могу ли я родить такого героя? Да. Нужен ли он другим? Нет. Эта книга продаваться не будет. Если вспомнить героев моей книги «Белый квадрат», это люди, которые действительно что-то сделали для нашей страны. Рейтинги ее продаж ничтожно малы. Поэтому мне тоже нужно искать более легкие пути, пути обхода. Вещи, о которых вы говорите, я с ними согласен, но один в поле не воин.
– Из всех жанров, к которым вы обращаетесь, какой самый любимый?
– Если бы у меня была возможность полностью отказаться от мистической литературы, которую я обожаю, я бы перешел на детскую литературу. Раз и навсегда, и никогда бы не вернулся назад. Мне приоритеты выставлять не надо, я обожаю мистику и обожаю детскую литературу. Все остальное я тоже буду делать, потому что есть издательства – «Дай, дай, дай». Есть люди, которые продолжают меня читать и просят. У меня, как у автора и мужчины, есть совесть, и я продолжаю работать в том числе на поприще сентиментальной женской прозы. Или, как говорили раньше, «бульварный роман» – это мне нравится больше.
– Как вам, мужчине, удается писать романы, которые запоем читают женщины?
– Каждый мужчина – а мы сегодня наблюдаем тенденцию настоящих мужчин в кавычках, которые уходят в объятия настоящих мужчин без кавычек – так вот, каждый настоящий мужчина так или иначе любит женщину. Женщину-мать, женщину-супругу, женщину-дочь. Раз мы их любим, то мы можем писать то, что им не стыдно показать. Мне не стыдно показать чувства – ни свои, ни своих героев и героинь. К тому же, согласно рейтингам, женщины вообще читают больше.
– Какую свою книгу вы бы предложили почитать человеку, который вообще не читал вас?
– Это все равно, что у мамы спросить, какого своего ребенка она любит больше. Все свои произведения я люблю, лелею, болею за них душой и сердцем. В библиотеках разных городов мне говорят одно и то же: ваши книги все время на руках. Хотел бы обратиться к представителям библиотек с просьбой заказать следующие книги: «Фантомная боль», моя любимая «Старьевщица», «Белый квадрат», «Ловушка для вершителя судьбы». Даже если эти книги начнут появляться в библиотеках в достаточном количестве, нам уже будет о чем поговорить в следующем телемосте. Потому что проблемы, которые я там затрагиваю, сегодня глобальны, о них можно говорить бесконечно.
– Вы своим героям в книгах всегда даете второй шанс. Как думаете, есть ли ситуации, когда второй шанс давать не стоит?
– Так и есть: очень часто мои герои дают и второй, и даже третий шанс. Потому что так должна быть устроена литература. Мы должны, видя те или иные грабли, постараться в следующий раз не наступить на них либо уберечь от этого близких. Делаю ли я так в жизни? В свои уже 50 с лишним лет я много раз убеждался только в одном: если человек тебя предал, давать ему второй шанс бесполезно. Держитесь подальше от тех, кто вас предал, сразу и изначально. Человек, предавший раз, никогда не поменяет свое внутреннее содержание. Путь предательства – это легкий путь, и иногда люди выбирают его. В людях я прежде всего ценю одно: верность. Самое лучшее и высокое для меня качество. Верность себе, своей семье, ребенку, близким, родине, книге, автору. Если этого нет, остальное выеденного яйца не стоит, даже верность собственной вере.
– Число 11 – судьбоносное число в вашей жизни, вы не раз говорили об этом в своих интервью. Если не секрет, о чем идет речь?
– У меня и правда есть некий глюк в голове: мне это число нравится, я его везде замечаю. Это для меня мистическое число: когда оно появляется, значит произойдет что-то хорошее. У каждого есть свои «пунктики»: кто-то боится, когда черная кошка перебегает дорогу. У меня есть знакомый, который вообще никогда не выносит мусор вечером. Ну а у меня внутреннее поверье на число 11.
– Неужели никогда ничего плохого «под» это число не случалось?
– Нет! Иногда доходит до какой-то смешной истерии, когда происходит нечто, и я вижу число 11. К примеру, недавно одна великая спортивная компания выпустила линию одежды с числом 11. Разговариваю я с Александрой – это главный человек в издательстве «ЭКСМО», – признаюсь ей, что не знаю, допишу ли книгу в срок. Она говорит: «Как же так, Олег, надо собраться». Снимает пальто, а у нее там футболка с числом 11. Я говорю: «Наверное, успею». Или, к примеру, приезжаю я на студию, и мне говорят: «Олег, мы не знаем, возьмем ли мы на наш канал «Дракошу Тошу», там всего 5 серий, вот если бы было 11…» И я думаю: ведь знал же, что нужно 11. Потом я жду главного редактора, у нее берут интервью, и она сидит перед камерой, на которой стоит число 11, огромное такое! Она выходит после интервью и говорит: «Олег, как моему ребенку нравится ваш Дракоша Тоша, мы его точно возьмем!» Так что, как видите, работает.
– Каким вы видите будущее книг, какие носители, по-вашему, победят – бумажные, электронные?
– Я часто бываю в Европе, и меня радует, что там пошел бум на живую книгу и что на отдыхе люди предпочитают держать в руках книгу, а не гаджет. Мы – страна, которая так или иначе берет модные тенденции с Запада, Европы. Может быть, у нас хватит ума и эту тенденцию тоже взять. Тогда и к нам мода на книгу стала бы возвращаться. Что касается меня, я свою бумажную книгу никогда и ни за что не променяю на гаджет. Я надеюсь, верю и готов делать для этого все что угодно, что на мой век бумажных книг хватит.
– Если продолжать рассуждать о перспективах, что, на ваш взгляд, станет с библиотеками? И какими вы бы хотели их видеть?
– Многим библиотекарям надо поставить памятник. Когда в нашей стране пропала сама идеология, сама мода на чтение, эти люди продолжили бороться за маленького читателя, не выпустили из своих потрясающих, очень теплых объятий людей пожилого возраста, которые стремятся провести свое время с книгой и не покупают ее, потому что дорого. Когда я в укромном месте ждал начала телемоста, я слышал разговор библиотекаря с читателем лет 80-ти. Он сказал, что забыл книгу, которую хотел сдать, но, по-моему, он просто проходил мимо и зашел пообщаться. Стал обсуждать с женщиной новые поступления. Библиотеки должны занимать сегодня определенное место, быть центром общения.
– То есть, у библиотек должны появляться новые функции? Чего, по-вашему, для этого не хватает сейчас?
– В библиотеках можно проводить дни рождения, новогодние праздники, даже ставить спектакли! Смотреть те же футбольные матчи, читать книги о спортивных героях. Я хочу, чтобы это были центры досуга, но для этого требуется современное оснащение. Я хочу, чтобы государство повернулось к библиотекам лицом и сказало: мы построили огромное количество стадионов для одного месяца, истратили миллиарды долларов. Давайте истратим чуть меньше, но оснастим наши библиотеки так, чтобы еще несколько поколений этим пользовались. Это был бы вклад в нашу культуру. А культурный человек пойдет заниматься спортом, культурный человек будет ответственно играть за свою страну и за тот спорт, который он выбрал. Культура начинается с книги. Заберите сегодня книгу, и вы заберете все. В скором будущем мы начнем рисовать на стенах, что мы и делаем. Это называют «современным искусством» и «граффити», на самом деле это ни то, ни другое. Мы потихоньку деградируем, уходим в тот самый век, когда на стенах пещеры люди что-то там вырисовывали.
– Как, по-вашему, у подрастающего поколения обстоят дела с чтением, и как видите в этой ситуации свою роль, будучи автором еще и детской литературы?
– Сейчас подрастает поколение детей, которым неинтересно читать книги. Им интересно смотреть кино, мультфильмы, сериалы, играть в гаджеты. Книга становится для них непосильным трудом. Читать книгу – вообще труд, но это должен быть легкий труд. И я пытаюсь все исправить, дать ребенку книгу, с которой будет хорошо и весело. Ее можно будет дать маме, папе и сказать: «Почитай мне». Преемственность детской литературы в пределах одной семьи – для меня, как для автора, это огромная идеология. Я хочу, чтобы в кругу семьи мы снова вместе читали, как это было раньше. Не так, что у папы футбол, у мамы кухня, а у ребенка – на тебе телефон, а чтобы сели вместе и обсудили. Это общение, ребенку это интересно.
– Быть может, сложившаяся ситуация с уклоном в сторону гаджетов – это естественные издержки нашего времени?
– Мы все время говорим, что у нас другие дети. Неправда, дети те же. Мы стали ленивыми, нам трудно увлечь ребенка чтением. Так получилось, что из нашей жизни забрали книгу. Не специально, так получилось: у нас работа, сложности, политика, футбол. В мое время необходимость читать прививал дефицит: он диктовал мне идти и восполнить. Сейчас дефицита нет, все лежит только на родителях и на школе.
– А школа здесь со своей задачей справляется?
– Только не те учителя, которые дают детям маленький отрывок из романа исключительно ради галочки в ЕГЭ. А тот, который сел и поговорил. Обсудил поведение героя: почему он это сделал, что им руководило, как это транслировать на нашу жизнь, есть ли сегодня такие герои? Ребенку это будет интересно. А если этого нет, а есть только галочка в ЕГЭ, то нет и литературы. Поэтому, если ты еще во что-то веришь, пиши для детей в том числе. И я буду продолжать это делать. И буду еще снимать мультфильмы – всем назло.
– Что бы вы посоветовали начинающим писателям?
– Я бы посоветовал только одно: обязательно писать. Нужно методично следовать позиции «я пишу» и «я публикуюсь». Для этого есть огромное количество инструментария. К примеру, литературные площадки. Где можно выставить одну главу вашего произведения, а все остальное предлагать купить. Площадка «Литреса» работает великолепно. Площадки больших издательств принимают в свои объятия молодых писателей, но не с одним романом. Издательства – это не благотворительные фонды, они не платят деньги просто так, они хотят видеть перспективу. Если вы приходите с тремя и более романами, вы для них перспективны, на вас делается ставка.
– А можно ли мечтать о том, чтобы зарабатывать как писатель?
– Если вы думаете, что в ближайшее время вы будете зарабатывать только тем, что будете писать – не работает так. Сегодня авторов, которые зарабатывают только тем, что пишут, буквально десяток. Остальным нужно продвигать себя и в других направлениях: это кино, театральные постановки и др. Я первые 10 лет подрабатывал тем, что писал для других, довольно много этим зарабатывал. Сейчас пишут все. Ты оскандалился – нужно написать книгу. Как только вы видите, что «в онлайнах» где-то появляется: «Ой, а она разделась и вот тут снялась», это значит, что человек уходит с рынка шоу-бизнеса, и скоро будет книга. Например, была она раньше балериной, а теперь то в бане, то в купальнике – ждите книгу. На рынке огромное количество таких книг, среди которых молодому автору будет трудно пробиться, потому что у этих авторов есть медиаресурс, их знают. Если госпожа Шурыгина сегодня напишет книгу, как это ни странно, она будет продаваться больше, чем ваша книга. Причем вы это напишите сами, а за нее напишут редакторы.