Омский блогер и Сергей Костарев, профессор ОмГУПС, неравнодушные к теме экологии, обсудили вред от теплоэлектроцентралей.
Как накануне сообщили в министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, по вине ТЭЦ-5 на территории СНТ «Золотое руно» появились выбросы серого порошка. Предположительно, золы. «Акт рейдового осмотра был направлен по подведомственности в департамент Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу», – сообщили в минприроды. Специалисты Росприроднадзора сейчас ведут проверку.
Омский блогер Орис Брут в своем новом посте поднимает проблему отходов производства.
«Я не раз и не два публиковал снимки чадящих разными цветами труб ТЭЦ-5. Откликов было много. Мнения разные, но все знают о вреде выбросов с таких предприятий. Сегодня же хочу остановиться даже не на самих выбросах, а на проблеме отходов производства.
Омские угольные ТЭЦ используют уголь из Казахстана, который при пережигании дает самый большой процент золошлаковых отходов – 42%, то есть чуть меньше половины всего сырья, что поступает на ТЭЦ, остается в виде золы.
Бытует мнение, что зола не вредна для организма. Но вот тут я не соглашусь. Прежде всего, нужно понимать, что золоотвалы – это территория, которую еще несколько столетий нельзя будет использовать ни в сельском хозяйстве, ни для строительства жилья. Но и сама зола при вдыхании сильно раздражает дыхательные пути. Есть даже такое заболевание – «пылевой бронхит» или «бронхит шахтера».
Медицинские справочники гласят:
«Пылевой бронхит – хроническое заболевание органов дыхания, возникающее в результате длительного вдыхания промышленной пыли в повышенных концентрациях и характеризующееся атрофическим и склеротическим изменением всех структур бронхиального дерева с нарушением моторики бронхов и наличием гиперсекреции».
А фракция у золы из отходов ТЭЦ – как раз подходящая для развития этого заболевания (от 1мм до 0,01мм). Так что если вы живете рядом с угольной ТЭЦ, то стоит внимательнее следит за состоянием своих дыхательных путей.
Конечно, многие, кто живет в центре города, могут мне сказать, что их это не касается. Мол, особо вредных газов ТЭЦ не выбрасывают, а золу ветер не доносит. Но и тут я не соглашусь. Во-первых, частично доносит. Причем не только выбросы из труб, но и ту золу, что уже опустилась на землю, и затем, поднятая ветром, перемещается как раз в самых низких слоях воздуха. И чем меньше в городе зелени, задерживающей пыль, тем дальше «расползается» зола.
И, во-вторых, чем выше уровень золистости угля, тем выше в нем количество минеральных примесей. Содержащийся в углях минерал пирит (FeS2), разлагаясь при высоких температурах, образует газообразный оксид серы, при взаимодействии которого с парами воды возникает сернистая кислота. Та часть оксидов серы, которая с дымовыми газами выбрасывается в атмосферу, становится одним из самых серьёзных загрязнителей природной среды. И если помнить, что только ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 в год сжигают больше пяти миллионов тонн казахстанского угля, то сразу становится понятно, почему именно угольные ТЭЦ являются самым большим источником промышленных выбросов в Омске.
Правда, есть одно но: экс-руководитель ТГК в Омске заявляет, что топить углем на 30% дешевле, чем газом, а при назначенном РЭК тарифе на тепло и порядком изношенных сетях зарабатывать по-настоящему у ТГК получается только на угле. И, если заставить собственника отказаться от сверхприбыли мы не можем, то вот с этим беспределом, что на опубликованном видео, пора что-то решать».
Эту информацию в своем «Телеграм-канале» прокомментировал Сергей Корстарев, профессор ОмГУПС, омский эколог:
«Небольшое добавление по существу проблемы угольных теплоэлектростанций (ТЭЦ).
Да, ТЭЦ на экибастузском угле дают основной по объёму выброс в атмосферу Омска, и вдыхать золу вредно для здоровья, но перевод больших ТЭЦ на газ – это не панацея. Надо учитывать, что сжигание больших объёмов газа может привести к повышению объёмов выбросов окислов азота, что очень вредно (точно вреднее золы).
Возникает вопрос – что же делать?
Ответ уже давно известен в развитых странах – греть воду, в том числе и для отопления, нужно в непосредственной близости от места потребления, то есть в небольших котельных при домах. Это и экономически эффективно (нет потерь по 30-40% при транспортировке), и экологически безопасно (вообще нет больших выбросов). Технологии позволяют. А вот для выработки электричества можно строить и угольные станции, но подальше от населённых пунктов, благо в Сибири места хватает.
Второе уточнение. Зола, которая поступала и поступает на золоотвалы, – это ценный строительный материал, из которого получаются дороги очень высокого класса. В Омске такие эксперименты были и дорога есть. Служить такая дорога будет лет 50-70.
А теперь подумайте: есть ли интерес у строителей делать такие долговечные дороги? Это был риторический вопрос».