В Омске стартовал II открытый фестиваль керамики KERAMIK-FEST-OMSK-2018. Он пройдет на нескольких площадках вплоть до 12 июня.
В Детской художественной школе №3 имени Гурова сегодня открылась образовательная часть форума, на которой почти 4 десятка желающих постигают искусство керамики от лучших керамистов Сибири. Один из них – томский гончар Андрей Салтан.
– Андрей, откуда такая красивая фамилия – Салтан?
– Сам не знаю. Три поколения искали, нашли 4-е, которое было все еще на территории России, и дальше след оборвался. Скорее, конечно, это тюркская фамилия переделанная. Султаны и султанаты существуют уже неизвестно сколько. А вот «Салтан» я кроме как у Пушкина не встречал. В итоге три поколения нашли, под Тамбовом жили последние. Я родился и жил в Томске, и все родные там жили. Последние два поколения в Томске с военных времен.
– Фестиваль керамики оказался очень востребован в Омске. От желающих получить знания известных мастеров в этом направлении отбоя нет. На ваш взгляд, почему это происходит?
– У меня ощущение, что сейчас не только интерес к керамике. Сейчас в принципе такой тренд, тенденция, что все люди, которые в нашем информационном пространстве живут, попали в специфическую ситуацию, у нас стало и модно, и популярно всё, что касается натурального материала вообще.
Это происходит в силу того, что интерес к культуре очень большой сейчас, ну и к ремеслу как средству самовыражения. Поэтому кто-то плетет, кто-то вяжет, кто-то режет, кто-то у нас делает какие-то вещи из ткани. Глина в данном случае впереди планеты всей, потому что материал доступный.
– Люди устали от пластика и синтетики?
– В том числе. Этого добра стало много, оно стало слишком однообразным. Есть возможность получить что-то уникальное, классное да еще и своими руками сделанное.
– Мы возвращаемся к тому, что ценили наши предки: мебель из красного дерева, фарфоровая, расписанная вручную посуда?
– И да, и нет. Кто-то возвращается, действительно, к расписанной вручную посуде, а кто-то относится к этому как к чему-то настоящему, теплому, к тому, что так или иначе имеет эмоциональный отклик у нас. Не просто типовые, существующие у всех вещи, а что-то более индивидуальное, более уникальное, творческое, эксклюзивное.
– Так называемый hand made – это реально дорого?
– Hand made бывает такой разный, что очень трудно его объединить в какую-то одну категорию. Есть люди, которые делают как уж получилось, и не переживают совершенно за результат, им интересен сам процесс. Тогда это может стоить недорого.
А есть люди, которые стараются делать качество очень высокое, и тогда это бывает запредельно дорого. Это те, у кого есть эстетическая потребность делать что-то более серьезное в этом сегменте. Они себе уже ищут какие-то топовые образцы и говорят, что если именно так не получилось, то это уже не то. Надо стараться, по их мнению, чтобы было так, и никак по-другому. Именно тогда начинаются проблемы финансовые и очень сильные, потому что оказывается, что это очень затратно.
– Все приехавшие в Омск на II открытый фестиваль керамики KERAMIK-FEST-OMSK-2018 будут обучать желающих своим методикам. Вы чему их учите?
– Моя тема – это гончарная керамика, причем традиционная гончарная керамика. Мне самому она очень интересна, и меня давно уже воспринимают как популяризатора этой темы. Поэтому люди, которые сегодня здесь оказались, часто уже не впервые знакомящиеся с темой керамики, оказываются в ситуации для себя довольно новой, потому что традиционную составляющую всех этих бытовых предметов мы и в художественных вузах знаем очень поверхностно, а то и не знаем совершенно.
Мы вводим небольшой ликбез, чтобы было представление, чтобы люди могли рассказать про ту же самую крынку своим ученикам. Чтобы было понимание, что не просто красивая форма, а почему она такая. Эти все моменты имеют большое значение. Выясняется за то время, что я веду, что людям это тоже небезразлично.
– Где можно приобрести ваши произведения? Вот Андрей Задерий, который тоже будет на этом фестивале делать огненную скульптуру 12 июня на площади перед Омским цирком, он продается даже на Красной площади.
– Ситуация в данном случае такая: если вы делаете вещи хорошо, то очень сложно сделать их очень много. Ваша задача, с одной стороны, чтобы это было коммерчески успешно, а значит продать их не за три копейки, а чтобы было достойно. Поэтому и ищутся площадки, где можно их более-менее продать достойно.
С другой стороны, делая вещи, каждый мастер имеет какое-то свое направление. Он не стоит на месте, он что-то новое пробует. И поэтому не получается работать, как завод, делая одно и то же многократно. Вы вынуждены расти над собой, а значит изделий не становится больше.
А потом, у каждого мастера формируется свой контингент тех, кто предпочитает его продукцию. Люди уже обращались к нему и уже стоят в очереди, как только что-то изготавливается, тут же уходит в продажу.
Но чаще всего большая часть мастеров-ремесленников ориентируется на мощные выставочные проекты: у нас в стране это выставка «Ладья» в Москве, которая проходит регулярно. Она очень серьезная, туда, конечно, с тремя предметами не поедешь. Очень дорого.
И ярмарки меньшего формата, которые региональные. У нас тоже есть свои такие проекты. И там я в первую очередь со своими вещами появляюсь. Это Красноярск, Новосибирск, Томск. Те выставочные площадки, которые в течение года проводятся 2-3 раза. Их посещает за короткое время большое количество покупателей, и идет активный сбыт. Там же зачастую мы находим себе учеников. Люди просто подходят и говорят: «Хотим учиться у вас».
Виталий Маевский
фото из открытых интернет-источников