Не зря азградовцы считают, что у природы нет плохой погоды, и иногородок отторгает всякий негатив. Прибывшие подивились не только особому микроклимату экопоселения. А вот еще чему...

Накануне, 3 июня, у  экопоселения, что в 30 километрах от города, был День рождения – шесть лет. По случаю праздника основатель иногородка, омский предприниматель Андрей Никитенко, продавший ради града свою торгово-выставочную галерею «Сибирская пирамида» и другой  бизнес, пригласил всех желающих в гости.

Многие откликнулись. Когда спрашивала, что привело сюда их сегодня, отвечали, что не песни специально прилетевшего Сергея Беликова или обещанные аттракционы, а, мол, «хочется приблизиться к природе… к нашим славянским корням... к чему-то креативному и доброму... уйти хоть ненадолго от городской суеты».

Омичка Елена Радочина была тут уже раз десять. И на сей раз даже надела специально сшитый народный костюм. Ее мы застали в местной трапезной, но не там, где красовался огромный праздничный торт, подаренный омским предпринимателем Михаилом Курцаевым,

а за пищей духовной. Она перелистывала одну из книг в разместившейся тут библиотечке.

Не остался незамеченным известный миниатюрист Александр Коненко, он здесь также частый посетитель, ни одно местное торжество не обходится без него.

Правда, на сей раз, на удивление, встретилось мало «випов», известных омичей. Возможно, испугались погоды: холод, дождь. Впрочем, зря: как только мы въехали за земляные валы и искусственные водоемы, микроклимат словно изменился: небо голубое. Солнце светит. Вернее, даже два – одно в небе, а другое, самодельное, над сценой.

Видимо, все же постепенно становится реальностью проект аграрного революционера Хольцера, который решил превратить экодеревню под Омском в Эдем. «Проект Азъ Града делал Зепп Хольцер – по созданному им методу пермакультуры. Он взялся за проект только потому, что я ему обещал, что не менее 15% территории (около 100 га) будет занято водоемами. Мужик сказал – мужик делает. Сейчас устроено шесть достаточно больших водоемов. Вода – основа жизни. Когда мы начали осваивать территорию, птиц почти не было, земля бедная, все в сорняках. Прошло шесть лет, и какой только живности нет: зайцы, утки, косульки бегают, тетерева, птицы желтые и синие (никогда таких не видели), филины, цапли, чайки. В водоемах помимо карпов, амуров и щук прекрасно живет форель. Вообще жизнь кипит», – рассказывает основатель иногородка Андрей Никитенко.

Никто не должен ухаживать за прудами, абсолютно ничего не нужно, кроме правильных рыб в них. Карпы, амур, водные буйволы – все они едят водоросли и поддерживают чистоту в прудах и озерах. Вода – это самый большой капитал. И надо, чтобы люди научились правильно использовать воду. Тогда снова потекут родники – так считает австриец. Периодически он наведывается в Азъ Град, но сегодня его не было (подробнее о пермакультуре и Хольцере можно прочесть ЗДЕСЬ)

Кстати, сегодня в поселении заложили фруктовый сад – высадили абрикосовые, персиковые деревья, яблони. Многие саженцы привезли в дар гости.

Не было и любимого миллионами народного артиста России Александра Михайлова: пару лет назад именно ему был вручен первый земельный сертификат Азъ Града. Сейчас дом его еще в стадии строительства, внутри даже возведены красивые чудо-печи Кузнецова (о них мы писали подробно).

Но велика вероятность, что маэстро переедет в Азъ Градъ жить насовсем, чтобы здесь руководить авторской театральной студией.

Некоторые известные люди присутствовали в Азъ Граде сегодня как бы незримо... Но очень ощутимо: своими творениями.
Среди болотца, словно специально тут созданного, чтобы перенести нас во владения Бабы-Яги, стоит избушка на курьих ножках.

Внутри – топчан. Здесь можно пожить, как в мини-гостинице.

«Изба Бабы-Яги – первый объект Музея Сказки. Проект масштабный, сил пока недостаточно быстро его запустить. Идея проста: сказка ложь, да в ней намек... Вот эти намеки доступным языком и дадим деткам и взрослым, а интерактивный, потому что в домик Яги (а потом Кощея, Лешего и т.д.) можно не только заглянуть, но и пожить в нем, как в гостинице, причем круглогодично», – поясняет Андрей Никитенко.

Рядом – филин, его из дерева создал талантливый скульптор Парфенов Александр. На въезде в иногородок он сотворил еще один сказочный шедевр.

Барнаульский скульптор и мастер по дереву, льду и камню Александр Парфёнов известен не только в регионе, но и за рубежом. Он постоянно участвует в международных фестивалях ледовых и парковых скульптур в Канаде, Китае, Монголии, Красноярске, Томске. Александр раньше часто украшал и городские дворы. Увидит пень, оставшийся после срубленного дерева, и преобразит его в скульптуру...

А это дело рук Константина из Владивостока – построенный Мангальный комплекс ПОТАПЫЧ.

В Азъ Граде стоят экодома из соломенных блоков. Этой технологии азградовцев обучил Широков Евгений, президент Белорусского отделения Международной академии экологии, руководитель Центра ООН Habitat (среда обитания), автор технологии экологического домостроения. «Солома используется как утеплитель, несущий материал. У обывателей это в голове не укладывается. Но если задуматься, почему наши дедушки, бабушки спали на соломенных матрасах, на сеновале? Если у дерева нейтральная энергетика, то у соломы – положительная. Это живой материал с полосной структурой», – объясняет Андрей Никитенко.

Дома дышащие. В них не жарко летом, тепло зимой, они очень долго держат температуру, не нуждаются в прочном фундаменте. Долговечны, подходят для резко континентального сибирского климата.

Гостевой дом тоже построен по этой технологии. Сегодня в нем остановился певец Сергей Беликов.

Не прошли мы мимо и единственного в мире «Музея Топора»: здесь пилы, рубанки, струбцины, стамески, фуганки и многое другое. Огромная коллекция топоров со всех концов  света – от каменного века до наших дней, в том числе самый маленький в мире топор из серебра. «Заправляет» всем дважды чемпион мира плотницкого мастерства, мастер-наставник плотницкой Школы дяди Вани, основатель и хозяин «Музея Топора» Иван Скоморощенко.

Он признается журналистам, что академий никаких не заканчивал, всему научился у отца. «Были детьми, переехали в деревню Мельниково под Томском, денег не было, дом 3 на 6 был маленьким, где там жить... Отец взял да прирубил по 3 метра с каждой стороны и все под одну крышу загнал. С этого все и началось... Я – рубщик шестого поколения. Ну и родился я с топором в руках...»

Кстати, вы знали, что существует массаж топором? Расслабляющий... Сначала его применяли как средство от сглаза, а потом уже в оздоровительных целях. На человека воздействует при этом две стихии – дерева и металла.

Удивительные места встречаются на каждом шагу. Даже, пардон, в туалете, где над черепом висит плакатик: «Здесь рождаются сумасшедшие идеи». А рядом – цитата Дэвида Айка: «Самая большая тюрьма, в которой живут люди – это боязнь того, что подумают другие».

Интересно даже просто читать названия местных улиц: они даны в честь людей, которые вложили силы в создание Азъ Града. Среди них и Михайлов, и столяр дядя Ваня, и профессор-китаист Владимир Малявин...

Дорога ведет к настоящей русской бане, которая пропаривает все органы при температуре 50-60 градусов и влажности 50%-60%. В ней легко находиться по двадцать-тридцать минут, а после сеанса выйти словно обновленным душой и телом и скинув  пару лишних килограмм.

Дальше – баня наших предков, то есть по-черному, она не имеет трубы и считается самой стерильной из всех бань. Здесь и «пожариться» можно, и все дыхательные пути прочистить мощнейшим ингалятором.

Между тем на летней сцене начался праздничный концерт. Ведущим праздника был приглашен актер Музыкального театра Владимир Эмильевич Миллер. Свои творческие поздравления привезли коллективы из соседних деревень – Петровки, Покровки, Пушкино. Они гордятся, что развиваются и кружки, и театральные студии. В них занимаются и пенсионеры, и молодежь. Правда, работать большинство ездит в город: кто кем: менеджерами по продажам, акушерками...

«Не замерзли?» – интересуюсь у артистов в совсем легких костюмах.

Как пояснила супруга основателя Азъ Града Елена Никитенко, специально для них установили полевую кухню с горячим чаем и гречневой кашей. Дежурные по кухне – «нимфы» из театрального кружка деревни Пушкино.


Для ребятишек на территории – качели, полет на бревне, игра в городки. Катания в телеге, запряженной лошадьми.

И контактный зоопарк. Больше всего интереса вызвал краснокнижный зубр, уже давно привезенный из Большеречья.

Но популярностью пользовалась и юная телочка Зита. После «работы» она отправилась к своей сестренке Гите и маме-корове, сопровождаемая сыном Андрея Никитенко Данилом.

Вообще у него четверо детей. Старший, Виталий, живет в Москве, Станислав – на юге. А Данил и Ульяна  в Азъ Граде. Данил поступил в Сибирский профессиональный колледж на факультет рекламы. При этом он водит машину, трактор, доит корову, владеет любым ручным инструментом, да и с компьютером «на ты». Дочка Ульяна ходит в деревенскую школу в Покровке.

Приехали на праздник и ремесленники из соседних деревень. Правда, видимо, еще не прониклись местным правилом: у природы нет плохой погоды. Сильный ветер после обеда их постепенно разогнал.

А между тем праздничная программа продолжилась песнями Сергея Беликова и факельным шествием.

...Много можно писать об Азъ Граде. Но нельзя объять необъятное в одном репортаже.