Это отметили эксперты на завершившемся накануне в Новосибирске региональном аналоге «Золотой маски», где омичи лавров не снискали.
Хотя Омский театр драмы выставил на суд жюри престижного форума, который проводится с 2010 года, более чем трехчасовую постановку «Искупление» по прозе Фридриха Горенштейна от новосибирского режиссера Алексея Крикливого. Масштабному творению гения из столицы Сибири, который сам же и делал инсценировку прозаического произведения, дали лишь утешительный приз «Надежда сцены», которым отметили молодую артистку наших «академиков», ученицу Моисея Василиади Кристину Лапшину.
Егор Уланов и Кристина Лапшина в сцене из спектакля «Искупление»
«Еще недавно мы переживали период, когда спектакли длились полтора-два часа – это было время, когда в свою пору входили режиссеры, которые сейчас делают полноценные большие полотна», – убежденно заявила СМИ член жюри форума Жанна Зарецкая из Санкт-Петербурга.
Возникает вопрос: если, как убеждена г-жа Зарецкая, полотно обязательно должно быть масштабным, то почему омскому «Искуплению» никаких основных призов не присудили? Жюри конкурса отсмотрело 105 заявок от сибирских и уральских театров, отобрав в итоге в финал конкурса, который проходил в столице Сибири с 22 по 30 мая, 18 спектаклей.
Постановку Крикливого по качественной прозе Горенштейна, как свидетельствуют источники, принимали хорошо, но профессиональное сообщество решило, что лучшим спектаклем назовут «Пианистов» новосибирского театра «Глобус», где, кстати, Крикливый главный режиссер. А ставил «Пианистов» еще один известный омичам театральный деятель Борис Павлович. Его спектакль по произведению Льва Толстого позволил Омской драме попасть в этом году в номинанты национальной «Золотой маски».
Что же касается «Искупления», то, по информации источников, продается этот спектакль в Омске не очень хорошо. Распространители билетов жалуются в приватной беседе, что зрители хотят чего-то более позитивного, чем поиски трупов младенцев и истеричные фрустрации молодой героини Кристины Лапшиной.
К тому же камень преткновения – все та же продолжительность спектакля: в будний день после окончания масштабного полотна, рассчитанного на 3 часа 30 минут плюс антракт, уехать в Омске можно только на такси. Жанне Зарецкой легко говорить об увеличении размеров театральных постановок – в Санкт-Петербурге метро, есть оно и в Новосибирске – так что в родном для Крикливого «Глобусе» «Искупление», скорее всего, долго бы украшало репертуар.
В Омске же нетленку по Горенштейну, вероятно, ждут редкие показы по субботам, когда начало спектакля можно назначать на 18 часов, и тихий уход из афиши. До конца этого сезона поклонники «академиков» уже не увидят «Искупление» на сцене Драмы. Так что изречение «Краткость – сестра таланта» по-прежнему должно быть большими буквами выбито в кабинетах руководителей омских театров. Впрочем, кроме нашей Драмы с ее президентским грантом на такие эксперименты никто не идет.
Елизавета Светлая
фото из открытых интернет-источников