Грядет прием документов в образовательные учреждения, и неравнодушные омичи решили проверить, пригодны ли учебные корпуса для передвижения на инвалидной коляске.
Прошедший накануне рейд по высшим и средним учебным заведениям провели представители партии «Единая Россия», реализующей проект «Единая страна – Доступная среда». В скором времени стартует прием документов. И, как отметил поучаствовавший в рейде в качестве «испытателя» паралимпиец Александр Кузюков (он возглавляет общественный совет проекта «ЕР»), у многих колясочников мысль о поступлении вызывает страх. Молодые омичи жаждут получить образование, но их отталкивает неизвестность.
Есть ли на крыльце пандус? Откликнется ли кто-то на нажатие предусмотренной специально для маломобильных горожан кнопки, и если да, то сколько придется ждать? Как воспримут твое появление – дружелюбно, участливо, с уважением, а может, напротив, с агрессией и плохо скрываемым желанием поскорее расправиться с «повинностью»? Есть ли лифт или специальный подъемник? Есть ли удобный туалет с поручнями?
К сожалению, представители учебных заведений в большинстве своем не говорят об этом вслух. Из их уст не услышишь обращенных к инвалидам-колясочникам радушных приглашений, заверяющих, что ведущие к знаниям двери для них открыты и что учеба будет происходить в атмосфере физического и психологического комфорта. Отсутствие широко распространяемой информации по этому поводу автоматически воспринимается абитуриентами этой категории как ответ «нет» на все вышеперечисленные вопросы. И, в принципе, это недалеко от истины, хотя есть и счастливые исключения.
Приведем пример: в Авиационном колледже им. Н.Е. Жуковского установлен специальный лифт, в котором можно подняться на коляске на верхние этажи. Студент, для которого наличие этого лифта было жизненно необходимым, недавно выпустился, и теперь лифт скучает, ожидая, когда кто-то вновь откроет его двери. Накануне этот комфорт в Авиационном почувствовал на себе Александр Кузюков. С благодарностью посмотрел на подъемы, по которым так удобно заехать в аудитории, на просторный туалет с поручнями, на присутствующие во всех необходимых местах кнопки вызова. Такое усовершенствование обошлось в 11 миллионов рублей.
Так выглядит порог учебной аудитории
А так – специально оборудованный туалет
В Авиационном колледже таких студентов ждут. Пусть их будет мало, но для ребят подготовлено всё необходимое. Миллионы за лифт, которым редко пользуются? В чьих-то глазах, возможно, необоснованная трата, которую в лучшем случае отложат «на потом». Но в глазах неравнодушных забота, которую почувствует студент, того стоит. Забота и ощущение психологического комфорта, вера в то, что здесь ему рады, что здесь его не бросят в беде, не отвернутся.
Еще один достойный пример – Сибирский профессиональный колледж. На каждом этаже здесь есть тактильная плитка, таблички у аудиторий написаны в том числе и шрифтом Брайля. И здесь были слабовидящие студенты, которые ориентировались по этой плитке, читали эти таблички. Колледж удобен и для колясочников – здесь соблюдены все те же нюансы, что и в Авиационном. Только нет лифта, зато вместо него есть шагающий подъемник.
Как рассказали в Сибирском профессиональном колледже, о специальных местах на парковке все знают, и их никогда не занимают
Здесь есть удобный пандус и при необходимости – те, кто поможет по нему подняться. Хотя Александру Кузюкову привычнее делать это самому
Кнопка вызова расположена на комфортном уровне
Тактильной плиткой в колледже гордятся, и не зря: для некоторых студентов она действительно играет роль проводника
А так выглядят таблички у кабинетов
В день рейда сотрудник, отвечающий за использование подъемника, отсутствовал, поэтому устройство осваивали коллективно. После одной неудачной попытки озарение пришло в голову именно Александру, дальше все пошло гладко, и два лестничных пролета были преодолены довольно быстро. Как отметили представители колледжа, позиция руководства такова, что все студенты, какими бы особенными они ни были, должны иметь одинаково достойные условия для получения образования.
А есть примеры иные. Студенты омских вузов – не будем называть, каких конкретно – рассказали о своих слабовидящих одногруппниках. Никто не стремился создавать для них условий. Целый город из учебных корпусов, тысячи студентов – как тут позаботишься об отдельно взятой личности? Отучится «как-нибудь», приспособится. И все, что оставалось таким студентам – именно приспосабливаться, как-то справляться, где-то с помощью однокурсников, где-то самостоятельно. Решение проблемы полностью возлагали на самих студентов, руководство вузов оставалось в стороне.
Как выяснилось в ходе эксперимента, по отношению к абитуриентам-колясочникам ОмГУПС вовсе не является холодной неприветливой пустыней. Хотя, глядя на строгий облик главного корпуса, можно об этом и не догадаться. Невысокое крыльцо, три ступени – но пандуса нет. Как утверждает Кузюков, его установка обошлась бы вузу в какие-то копейки, но почему-то здесь решили обойтись без этой «мелочи».
Охранники вышли к Александру буквально спустя 1-2 минуты после нажатия на кнопку. Пандуса нет, но есть отзывчивость, и кнопка функционирует исправно
О визите партийцев руководство ОмГУПС не предупредили. При виде небольшой делегации представители университета устроили настоящую суматоху, и лишь спустя какое-то время, когда спало первое удивление, Александр Кузюков получил возможность познакомиться с другой, более приветливой стороной университетской архитектуры. Как оказалось, в других корпусах есть и пандусы, и специальные туалеты, и другие элементы заботы. Приемная комиссия находится в приспособленном здании, только вот, чтобы найти это здание, потребуется сопровождение представителя ОмГУПС. Штатного сотрудника для этой цели не предусмотрено, и поэтому заботу об Александре взяли на себя представители службы охраны.
В приемной комиссии ОмГУПС с пандусом всё в порядке
Сотрудники университета заверили участников рейда в том, что при необходимости учебный процесс колясочника здесь организуют, пары для него будут проводить в одном оснащенном здании. А что касается главного корпуса, здесь пандус якобы может обезобразить фасад исторического здания. По крайней мере, так в ОмГУПС представили позицию регионального минкульта.
К слову, Александр Кузюков не поверил в то, что речь здесь идет о неразрешимой проблеме, обменялся контактами с проректором университета и пообещал стать посредником между вузом и министерством культуры. По мнению паралимпийца, вопрос решаемый, и маленький пандус станет вполне допустимой, человечной и необходимой уступкой со стороны заботящихся о культурном наследии.
– Все зависит от руководства учебного учреждения: если это добрый, душевный, понимающий человек, если он видит в учебном процессе таких ребят, он будет о них заботиться. Это то, к чему государство и весь мир сейчас призывает – не зря сейчас говорят об инклюзивном образовании. Мы не гетто, мы не должны быть спрятаны, не должно быть диких взглядов и непонимания. Люди со светлыми головами сейчас продвигают доступность, и в том числе доступность в образовании. И мы увидели, что вопрос прорабатывается. Есть много вещей, которые меня сегодня порадовали. Если говорить о доступной среде в городе в целом, в 2006 году, когда я вышел на улицу после перелома позвоночника, у меня не получилось передвигаться самостоятельно. Сейчас же ключевые объекты постепенно переоборудуют, сделан большой шаг вперед. Многие люди хотят, чтобы было идеально прямо сейчас, но так не бывает. Надо самим людям с инвалидностью идти рука об руку, обращаться, добиваться. Ты пришел, ты просишь, ты доказываешь, что это нужно, и тебе идут навстречу, – порассуждал об итогах рейда Александр Кузюков.
Позитивную тенденцию отметил и один из организаторов рейда, лидер омских молодогвардейцев Илья Бубнов. По его словам, доступная среда в сфере образования зарождается, где-то здания адаптируют быстрее, где-то медленней, во многом ситуация зависит от наличия студентов, относящихся к маломобильным группам населения. Подобные рейды уже проводились, и, по словам Бубнова, ситуация с годами улучшается. Визиты в вузы и ссузы будут проводиться до конца июня.
А Александр Кузюков продолжит свою точечную работу, рассказывая ребятам с инвалидностью о своем опыте, приобщая их к спорту и на собственном примере показывая, что быть счастливым можно и нужно. Он надеется, что с каждым годом как можно больше молодых людей будут открывать двери университетов и колледжей, а те, в свою очередь, пойдут им навстречу, создавая для них доступную и комфортную среду.
Фото автора