Корреспонденты «БК55» решили самым простым способом выяснить, так ли страшна экологическая обстановка возле предприятия, как её описывают.
Уже третий месяц продолжается разбирательство омского блогера Владимира Лифантьева, пишущего под творческим псевдонимом «Орис Брут», с руководством завода «Омсктехуглерод». Блогер обвиняет предприятие в опасных выбросах. Представители завода утверждают: производство безопасно, а Брут клевещет по заказу конкурентов. Корреспонденты «БК55» попытались разобраться, чьи доводы более убедительны.
Генеральный директор «Омсктехуглерода» Нина Обвинцева обратилась в прокуратуру, обвинив Ориса Брута в незаконной видеосъёмке с квадрокоптера. Мы воспользовались другим методом – самым простым и разрешённым всем гражданам РФ.
Мы лично осмотрели территорию вокруг предприятия.
Шум производства слышно издали. А вот рядом с забором, за которым расположены производственные корпуса, он просто «сносит» голову, «выдувает» мозги. Мы записали этот шум на диктофон, можно послушать.
Возле производственного корпуса растут чёрные-чёрные тополя. В своём видеоролике блогер демонстрировал сторожевого пса по кличке Облако. Бело-жёлтая шерсть собаки закоптилась. Орис Брут утверждает: на шкурке Облака осела сажа. Общественника можно обвинить в подлоге. Мало ли где испачкалась собака? Но деревья, в отличие от животных, бегать и валяться в грязи не умеют. Они просто годами растут за территорией завода.
Наш корреспондент потрогал тополь рукой. На пальцах осталась маслянистая сажа. Оттереть её оказалось не так просто, как обычную пыль. Липкая субстанция плотно пристала к коже.
А это прошлогодние листья, перезимовавшие под снегом. Они тоже покрыты грязно-чёрной пылью.
Деревья и листья вобрали в себя выбросы, защищая от липкой субстанции лёгкие горожан. Именно для этого санитарные правила и требуют, чтобы заводы были обнесены лесополосами. Но с другой стороны «Омсктехуглерода» такой полосы нет.
А вот совсем уже жуткая картина, напоминающая чем-то «Сталкер» Тарковского. В санитарной зоне между заводом и жилыми кварталами высятся обрубки – берёзовые стволы без веток. Возможно, верхушки берёз кто-то спилил? Нет. Судя по неровному срезу, ветви отгнили сами и больше не растут. Похоже, берёзы не столь устойчивы, как тополя.
К сказанному добавим, что земли вокруг сажевого завода вряд ли подвергались хоть какой-то рекультивации за последние четверть века. Есть большие сомнения, что высаженные здесь деревья приживутся и вырастут. Но это, видимо, давно уже никого не интересует: ни саму власть с ее министрами, ни природоохранные ведомства, ни, что удивительно, общественников. Мы постепенно дрейфуем в некую ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ: вот уже и Президент Путин причислил Омск к городам с самыми большими выбросами. Парадокс: выбросы - самые большие, а виновников - не было, нет и, видимо, не будет.
По соседству с заводом расположен склад сетевого магазина «Магнит». В эти корпуса поставщики доставляют продукты, которые затем на фурах развозят по супермаркетам Омска.
Остаётся надеяться, что герметичная упаковка защищает еду от примесей, которые носятся в воздухе.
Насколько опасно это вещество? «Википедия» со ссылкой на Международное агентство по исследованиям в области рака утверждает: технический углерод, возможно, является канцерогенным веществом. Исследования продолжаются.
А у нас остался один вопрос. Какое влияние эта искусственная сажа оказывает на здоровье жителей частного сектора, что расположен менее чем в километре от завода? Не случилось ли с лёгкими омичей то же самое, что и с чёрными тополями?
И последнее, у одного из участников рейда «БК55» внезапно заложило нос. Налицо были все признаки астматического удушья. Пришлось по возвращению в редакцию даже многократно промывать его слабым солевым раствором.
Но это был не насморк.
P.S.: Один из ближайших выпусков журнала «Бизнес-курс» будет посвящен «Бизнес-империи омского сажевого олигарха Каплуната». Само собой разумеется, речь пойдет об экологии, финансах (рублях и долларах) и, конечно же, Личности самого Валерия Каплуната. Надеемся на вашу помощь, уважаемые читатели.