Здесь, под сводом купола, собирают электронную аппаратуру и всем трудовым коллективом посещают молебны. Здесь обедают в трапезной, сидя на красных лавках, а кушанья программистам и инженерам подаёт женщина в сарафане и в повойнике. Одно из самых необычных предприятий Омска – в репортаже «БК55».
В конце минувшей недели общественная организация «Опора России» и Тарская епархия провели в регионе соборную встречу православных предпринимателей. Одна из задач, поставленных на заседании, звучала так: «Формирование корпоративной культуры в области предпринимательства, основанной на традиционных православных ценностях». Теоретическими рассуждениями дело не ограничилось. Организаторы показали участникам встречи фирму, которая воплощает такую культуру на практике. Гостей повезли на экскурсию в ООО «НПО «Мир».
В промзоне за Амурским посёлком, среди цехов и автозаправок, стоит круглое здание. Главный корпус НПО «Мир» возведён в виде ротонды, как многие древнерусские храмы. Генеральный директор Александр Беляев рассказывает своим гостям:
– Здание построено в 2003 году. В основе его лежит круг. Роспись на ярусах отражает годовой цикл – времена года: осень, лето зелёное, зима и весна.
Гости, среди которых предприниматели, общественницы из Союза матерей и священнослужители, восхищённо оглядывают интерьер. Стены украшены яркими росписями в русском народном стиле и пейзажами. Потолок у здания – в виде купола. С него свисает роскошная люстра, напоминающая паникадило.
Под куполом возвышаются икона Богоматери и знамя предприятия с надписью: «С нами Бог».
В вестибюле журчит фонтан. В центре фонтана – жемчужина. Гендиректор объясняет, что в христианстве жемчужина имеет богатую символику.
Александр Беляев ведёт гостей по лестнице, чтобы показать им свои владения. Дверные проёмы прорезаны в форме арок. Стандартные дверные доводчики не рассчитаны на архитектурную красоту, поэтому двери за собой приходится придерживать.
Первым делом хозяин демонстрирует посетителям продукцию научно-производственного объединения: счётчики, автоматизированные системы управления энергосбережением, преобразователи энергии.
– У нас цифровая энергетика. С помощью микропроцессора мы следим за домом: воруют или не воруют энергию, есть ли потери напряжения.
Рядом с образцами приборов – рабочие места: скруглённые столы, стулья с круглыми спинками, компьютеры. Беляев обращает внимание на аккуратность своих сотрудников: на столах нет даже одинокой бумажки.
– У нас наведён полный порядок – армейский. Чистота во всех помещениях. Это обязательное условие высокого качества.
В зале для совещаний – ярко-алый занавес, круглый потолок и скруглённые кресла. Александр Николаевич поясняет, что эти очертания избраны неспроста:
– Круг сверху и спинки у кресел в форме круга – всё это сделано для того, чтобы человек мог в течение часа, не уставая, слушать всё, о чём ему говорят. Если выступаешь и не уложился в отведённое время – всё, слушать тебя уже никто не будет! У нас на совещаниях регламент, как в армии.
Армейский порядок появился не случайно. Александр Беляев подчёркивает: он управляет своим предприятием с помощью тех же методов, что использовал для командования русскими войсками знаменитый полководец XVIII века – генералиссимус Александр Суворов, не проигравший ни одного сражения.
Наконец Беляев приводит посетителей в другой совещательный зал, чтобы рассказать им об идеях Суворова подробнее.
В этом помещении витражные окна. Стены расписаны цветочными узорами.
Рядом с экраном висят большой портрет Суворова и икона Богоматери.
Столы покрыты насыщенно-зелёной скатертью и расставлены в форме круга. В центре круга под стеклом установлен макет Успенского собора.
Стульев нет. Вместо них – резные лавки, на которые натянуты алые накидки с золотистыми кисточками. «Русский стиль», – комментирует Александр Беляев.
Когда гости рассаживаются, глава предприятия приступает к докладу. Беляев считает: все проблемы российской экономики в том, что она идёт по западному пути.
– До революции Россия до 18% валового продукта мира выполняла. Была на третьем месте. Высокоразвитая сельскохозяйственная страна. В советское время, несмотря на две войны, на втором месте в мире была. Но за 27 лет капитализма идёт падение валового продукта. Причём процесс падения продолжается. Мы в яму скатываемся. Причина, по моему мнению – отказ от русской культуры. Почему в 1991 году не посмотрели на опыт царской России и на советский? Решили перепрыгнуть. Но так никто не делает. Надо было идти по лестнице. Надо было шагать от царских и советских достижений выше. Может быть, добавить царских побольше. Я Запад не осуждаю. Просто у нас с ними разные уклады. Есть такая русская пословица: что русскому здорово, то немцу смерть. А можно сказать то же самое по-другому: что американцу здорово, то русскому смерть. Что мы предлагаем? Предлагаем использовать незаслуженно забытый в России опыт управления Суворова.
Опираясь на указку, как на шпагу, Александр Николаевич перечисляет идеи Суворова, которыми он руководствуется.
– С чего начать? Сначала надо цели ставить. Всякая бесцельная страна, бесцельное предприятие, бесцельный человек – они никому не интересны. Я сам лично хожу раз-два в месяц, спрашиваю у сотрудников цели по-суворовски. Потом должна быть результативность. Её контролировать надо постоянно по своим параметрам. Ну и дисциплина, конечно – мать победы.
Посетители внимательно слушают. Некоторые, в том числе епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, снимают выступление на смартфоны.
НПО «Мир» получило две правительственные премии за свои разработки. Александр Беляев вспоминает, что во время награждения озадачил Дмитрия Медведева, который тогда был президентом России:
– Когда нам на награждении давали слово, я даже Медведеву сказал: «Дмитрий Анатольевич, у меня все знают цели предприятия наизусть – любого спроси. Дайте нам цели страны». Он говорит: «Я подумаю». До сих пор думает. Но нам поставил цель третий раз премию взять. Медведев сказал: «Если вы получите премию в третий раз, то будете лидировать в стране». И мы постараемся этой цели достигнуть.
После доклада руководитель комитета по образованию и кадрам омского отделения «Опоры России» Дмитрий Устьянцев пытается задать вопрос:
– У нас есть проект «В гости к бизнесу»...
Но Александр Беляев его перебивает:
– Есть пословица: «Назвался груздём – полезай в кузов». «Бизнес» – это чисто западный вариант. Наши предки называли это «дело». Я предприниматель, а не бизнесмен. От этого названия я сразу открещиваюсь и ухожу в сторону: сами занимайтесь «бизнесом», «океем» занимайтесь.
В зале раздаётся смех. Устьянцев вновь берёт слово:
– Мы предпринимателей водим по нашим маститым бизнесменам. Тьфу, ёлки, опять! Я хотел бы привести предпринимателей, чтобы они познакомились с вашим предприятием.
После беседы с гостями экскурсия продолжается. Беляев показывает посетителям столовую. Вернее трапезную. Здесь тоже нет стульев.
– На лавках нельзя откидываться. Можно отклониться один раз – больше не захочется отклониться. Все эти стулья – это выдумка с Запада к нам пришла. Тысячелетие мы сидели на лавках. За образец мы взяли трапезную во дворце Алексея Михайловича. Во время обеда звучит русская музыка, приходит женщина в русской одежде.
В меню трапезной – только блюда русской кухни (среди которых, правда, затесался чай Greenfield).
Затем гости дружно сфотографировались у памятника Суворову – единственного в Омске.
Экскурсия завершилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы, который расположен на территории предприятия.
Дмитрий Устьянцев признался «БК55», что замечание по поводу словоупотребления заставило его о многом задуматься:
– Разные языки – это разные мышления. Здесь важно действительно не оторваться от своих корней, от богатой славянской культуры. Я тоже занимаюсь предпринимательством, и у меня есть мысли, как внести больше русской культуры и русской ментальности в жизнь, чтобы не заслоняла её ментальность западников. Отказаться от прежнего лексикона полностью не получится, но я уверен, что надо им управлять. По сути дела, бизнес-тренинги, которыми я занимаюсь – это повышение квалификации. Всё это было и в советское время, и до революции, просто по-другому называлось. Может, вспомнить те названия? Тем более что сейчас профессия бизнес-тренера несколько дискредитирована из-за того, что на рынке очень много есть непрофессиональных тренеров. Я не скажу, что это будет панацея. Но посмотреть в эту сторону стоит.
В интернете о «славянофильской» культуре НПО «Мир» немало противоречивых отзывов. Пользователи блогов, форумов и соцсетей сходятся в одном: работать на этом предприятии смогут лишь те, кто разделяет взгляды генерального директора и его соратников.