Аман Тулеев назвал митинговавших после пожара в Кемерове «вороньём» и «бузотёрами, которые пиарятся на трагедии». А вы что думаете по этому поводу?
В опросе приняли участие омичи и новосибирцы.

Омск:

Григорий Лытко, помощник депутата Омского городского Совета:

– У меня резко негативное отношение к губернатору Тулееву. Его слова – это позор, который он должен будет нести до конца своей жизни. И то, что он просил прощения у Владимира Путина, а не у родителей погибших детей – лишний раз доказывает, что многие чиновники просто не умеют быть человечными и до последнего дня будут думать о поощрениях и наказаниях «сверху». И какие бы «силы» ни подхватили повестку – это коррумпированное «болото надзорных ведомств» необходимо ворошить. Только тогда наказание будет не чем-то мифическим. Мне стыдно за власть. Я скорблю вместе с Кемеровом...

Дмитрий Карев, омский предприниматель:

– Трагедия ужасная, страна скорбит. А власть, как обычно, показала свое истинное отношение к людям. Странно, что в организации митингов еще не объявлен виновным госдеп. Пятой колонной кемеровчан уже обозвали. Ну это все не поддается здравому смыслу. Никаких извинений не будет, никаких отставок не будет, и уж не стройте иллюзий, что кто-то сам встанет и уйдет! По отработанной схеме посадят директора ТЦ, управляющего и постараются добраться до собственника. Но ни ОДНА ГОСПРОВЕРЯЛКА не пострадает! Поднимется волна проверок по всей стране, проведут кампанию и успокоятся. МЫ ВСЕ ЭТО УЖЕ проходили! Сколько людям нужно еще трагедий, чтобы понять, что СИСТЕМА СГНИЛА?

Вячеслав Эйрих, экс-менеджер по развитию парка «Зеленый остров»:

– На самом деле это тема сложная. Я не думаю, что в данной ситуации нужно подливать масло в огонь: мы все скорбим о случившемся, но нужно оставаться людьми.

Натела Полежаева, главный врач санатория «Рассвет»:

– Это были отчаявшиеся граждане Российской Федерации, которые хотели услышать правду о количестве погибших. Для Амана Тулеева как для лидера региона отставка – самый простой исход. Застрелиться в кабинете, наверное, было бы честнее. А по поводу того, что он назвал пришедших на площадь «бузотерами», как врач могу сказать, что здесь налицо признаки старческой деменции. Полное отсутствие критики привело к таким результатам. Мы, кстати, в нашем регионе этого тоже, к сожалению, не избежим. Увы, но ситуация в Кемерово это только начало, сейчас будет рвать везде. Вице-губернатор Татьяна Вижевитова у меня однажды спрашивала: «А что, на самом деле все так плохо?». У меня ощущение, что они – властители – живут за непробиваемой стеной.

Алеся Григорьева, президент Омской областной общественной организации «Сибирские многодетные семьи»:

– Мне тяжело это комментировать... Я плачу... Но этот **** заслуживает сожжения живьем... К сожалению, он и многие другие действительно так думают.. И самая страшная правда, что мы все по большому счету бузотёры, люди, которые искренне верят и доверяют всем, и власти в том числе. Вся наша система построена на том, что она должна действовать, основываясь на принципах справедливости. Все законы написаны с расчётом на то, что они будут исполняться по совести. Даже судья должен принимать решения, основываясь на внутреннем убеждении как на критерии истины, критерии оценки доказательств. А что если это внутреннее убеждение идет от печени, желудка и почек???!!! Если человек, принимающий решения, от которого зависит судьба и жизнь других людей, деградирует и превращается в животное???!!! Что тогда??!! Есть ли возможность это выявить и предотвратить? НЕТ. ПОКА НЕТ. И это давно известно всем людям, способным анализировать... Но мы – жертвы обстоятельств, мы не умеем защищать свои права, нас легко раздавить по одному, мы бузотеры.

Сергей Кондаков, омский политик и общественный деятель:

– Все увидели, как впавший в бессилие губернатор Кузбасса Аман Тулеев просит прощения у президента, а НЕ У ЛЮДЕЙ!!! Благодарит (!) президента за то, что он лично позвонил ему и выразил соболезнования: «Владимир Владимирович, Вы лично звонили мне. Еще раз спасибо великое. Прошу прощения лично у Вас за то, что случилось на нашей территории». Очевидно, насколько региональная власть бесчувственна, неспособна к состраданию и переживанию, какая же пропасть недоверия разделяет эту власть и людей...

Татьяна Слепцова, организатор благотворительного проекта «Посылка добра», зоозащитница:

– Я была ужасно возмущена, когда прочитала такие мерзкие слова в адрес митингующих в Кемерове! Это что за губернатор такой, который позволяет очернять и обзывать людей, у которых случилось ужасное горе?! Среди митингующих стояли люди, у которых погибли их дети, также были родные и близкие погибших. Нет, я, конечно, понимаю, что от страха за своё кресло, за свой карман что только не скажешь и как только не будешь пред президентом оправдываться, но хочется по-человечески спросить: «Аман Тулеев, где Ваша совесть и честь?» Моё мнение: гнать с поста, не раздумывая! Тулеев не может быть губернатором города, он допустил страшную трагедию, гибель наших детей, он разрушил будущее многих семей, а значит, этот человек не способен управлять городом! Дети – это наше будущее, а коррупция убивает наших детей! Если в городе произошла такая трагедия, значит, губернатор потакал беспределу! Этого ему простить НЕЛЬЗЯ!!!

Антон Иванов, омский бизнесмен:

– Я считаю, что Тулеев – первый, кто должен был через минуту после случившегося уйти в отставку, так делают люди, у которых есть хоть немного чести и достоинства.
Насчёт сказанного им: находясь более 20 лет у власти, наверное, ничего другого уже не хочется, нужно прикрывать своё кресло. Говорить о том, что на митинг, пользуясь случаем, вышла оппозиция, как минимум неэтично и аморально, каждый человек, которого я знаю, воспринял эту трагедию как личную.
Видимо, Путин потому и не вышел к скорбящему народу, требующему правды и решительных действий от властей, он думал, что это оппозиция...

Людмила Пушкарева, преподаватель кафедры «Связи с общественностью и иностранные языки» СибГУФК:

– Я думаю, что просто так люди не будут митинговать, у людей «наболело» от бесправия и халатности, пожар, к сожалению, страшный повод не молчать. Есть и те, кто пришел пиариться, но не все. Митинг – это сигнал для властей: нужно реально работать и думать не о показателях, об отчетах, а о людях. В связи с этой трагедией многое обнажилось: люди не нужны никому, мы беззащитны перед равнодушием властей, чиновников, госструктур, все делается для «галочки», лишь бы на бумаге все было хорошо, а что в реальности происходит – неважно. Общество наше так сильно разобщено, что пока мы не будем вместе требовать соблюдения прав, независимости судов и всего прочего, к сожалению, такие трагедии могут повторяться. Родственники погибших говорят о том, что никто перед ними даже не извинился из представителей власти, кроме одного кого-то. Власти боятся правды, а люди уже все исстрадались от бессилия и бесправия.

Владимир Виноградов, директор ООО «Антикризисное управление»:

-Аман Тулеев неглупый мужик, но во все времена политики на бедах народа делают себе «пиар». Старая поговорка есть: «Кому война, а кому мать родная». Но если он действительно так сказал, то пусть молится, что люди просто вышли на улицы, а не взялись за оружие и не устроили самосуд. И их отчаяние можно понять - многие просто в одночасье потеряли свои семьи, а в таких случаях теряется смысл жизни. В таком состоянии человек готов на ВСЁ. Думаю, что еще ничего не закончено.

Александр Галахов, омский поэт:

– Всем понятно, что это страшная трагедия. А митинги – адекватная реакция на халатность и безответственность.

Валентин Кузнецов, омский правозащитник:

– Зажравшийся бюрократ, который потерял элементарную совесть и связь с народом, который он представляет. Больше сказать о нём нечего. При такой трагедии заявлять подобные вещи – верх кощунства!

Сергей Костарев, профессор ОмГУПС:

– Я думаю, что губернатор Тулеев не прав (мягко выражаясь). Он хотел показать свою лояльность действующей власти – президенту, с которым он в тот момент беседовал. Тулеев пытался подчеркнуть, что он держит ситуацию под контролем, помогает пострадавшим и родственникам погибших, и никаких народных выступлений нет. А те, кто протестует на площади, являются людьми случайными, пришедшими на митинг ради собственных целей. Тем самым губернатор фактически продемонстрировал, что он не руководитель, избранный народом, а вассал президента.

Алексей Лавецкий, вокалист омской группы KDRR:

– Вообще сложно, конечно, говорить что-либо в контексте кемеровской трагедии. Официальная версия властей сейчас: «Виновные будут найдены и наказаны». Этим лозунгом скорбящим гражданам негласно предложено удовлетвориться. То есть «страшно, конечно, все это, но вы не переживайте, мы там пару человек уволим и на полгодика проверки ужесточим. Может, даже коррупционера поймаем». Как по мне, так пытаться искать какие-то позитивные следствия в случившемся – уже само по себе преступление. Люди погибли. Их не вернуть.

Виновата в этом порочная система, в которой созданы идеальные условия для мздоимства и головотяпства. Платить такой ценой за запоздалые антикоррупционные меры – нет уж, увольте. Хотя, наверное, это в стиле нашего госуправления. Взорвали людей в метро – ну ладно, давайте ТЕПЕРЬ контроль усилим. То же и здесь.

Что до Тулеева... У меня родные живут в Кемеровской области. Знакомых много. О Тулееве никто никогда ничего хорошего не сказал. Ни разу. Это старый, видимо, не вполне здоровый человек, который зарекомендовал себя перед народом (не перед президентом) как некомпетентный управленец, не способный решить задачу подъема уровня жизни в регионе. Как выясняется, еще и задачу обеспечения безопасности для простых граждан.

Его поведение не укладывается ни в какие рамки. Прежде всего в рамки приличия. Называть людей, которые вышли на мирный протест с целью получить ответы на свои вопросы, «бузотерами» – антиконституционно. Впрочем, не знаю, читал ли Тулеев сей документ. Гаже всего то, что фраза про «бузотеров» – это в чистом виде политическая агитация, попытка дискредитировать российскую оппозицию, на которую Аман Тулеев нашел время даже в этот момент. Лично я прекрасно понимаю, на КОГО намекнул этот человек.

Фраза про самопиар – это форменное скотство. Даже комментировать это противно. Я едва ли представляю размер совести у человека, способного на такое. Я бы не осудил любую реакцию того мужчины на эту фразу.

Хуже всего то, что эти люди НЕ ЧУВСТВУЮТ себя виноватыми. Они воспринимают произошедшее как обременительную для себя неприятность на работе. Хотя виноваты ОНИ. Думается мне, что найти формальных виновников труда не составит. Есть же акты, экспертизы, подписи. Цепочка от человека, принявшего объект, до Путина даже десяти человек не составит. И уж, конечно, сдача таких объектов без ведома главы региона попросту невозможна. Так что причастны все. Не знаю, как им удастся в этот раз отмазаться и спустить все на тормозах.

Грустно. Измельчала российская власть. Раньше, еще сто лет назад, она умела хотя бы сама признавать свои ошибки. Сейчас она обзывает своих граждан «бузотерами» и воспринимает их сугубо как кормовую базу для себя.

Татьяна Шнейдер, омская общественница:

– Тяжело говорить о страшной трагедии в Кемерове без кома в горле. Равно как и тяжело хоть как-то воспринять и попытаться осмыслить слова губернатора Кузбасса Амана Тулеева. На мой взгляд, это неприкрытое хамство. Это откровенный плевок в лицо несчастным людям, которые потеряли детей, жен, мужей, целые семьи. Это позор губернатора. Позор на всю страну. Этот человек не удосужился ни приехать на место трагедии, ни попросить прощения у людей. Не у президента, как он это сделал, простите, поджавши хвост и в надежде на дальнейшее господство в регионе, а именно у тех людей, которые стихийно вышли на площадь. Он не вышел к народу, трусливо спрятавшись в уютном кабинете. Я полноправно могу назвать Тулеева циничным трусом. Ему безразличны люди!
Вся страна скорбит, и нет ни одного слова, которое хоть как-то смогло бы утешить людей, которые в страшный день, 25 марта, потеряли своих близких. Эта ужасная трагедия для всех нас. Она касается каждого.

Дмитрий Петренко, депутат Омского горсовета:

– Мерзко такое даже обсуждать. От асоциального элемента, который уже из ума выживает, такую ахинею еще можно ожидать, но говорить подобное главе региона равносильно признанию в неадекватности оценки ситуации. Как может нормально мыслящий человек даже вообразить, что родители сотен сгоревших детей на площади пришли, чтобы начать пиариться? Или Аман Тулеев реально считает себя столь культовой личностью, что его репутацию и окончание карьеры можно ставить в один уровень с жизнями сотен детей? Наверное, все проще, мы для него – просто скот. К скоту не выходят на переговоры и тем более не торгуются. Шестерки пытаются заболтать пришедших, возлагая вину на горстку людей. Кто-то из Кремля дал комментарий, что ничего страшного и не произошло... Вот только его детки учатся за границей, а не ездят в соседний город на автобусе кино посмотреть. Еще один интересный момент: вчера моя жена нашла видео в интернете по пожару в Кемерове, достаточно жестко критикующее власть... Пыталась поставить лайк... так он, представляете, не ставился, а через пару часов и видео удалили. Вот такая свобода слова. И нет у меня ни капли уважения к власти, что ложью готова прикрывать безобразия, что стоят детской крови. А все ли омичи знают, что существенное количество домов повышенной этажности в Омске также представляют из себя западню с заблокированными пожарными выходами? Управляющие компании умышленно их заваривают, вешают замки и прочее. А в общежитиях часто конец коридора, ведущий к пожарной лестнице, превращают в комнату, куда вселяют собственных работников. Потом ждут три года, пока не закончится срок исковой давности, далее подают документы на приватизацию. В итоге пожарный выход превращается в чью-то отмытую законную собственность. В мэрии это знают, в госжилинспекции это знают, даже в органах это знают. Но никто не может даже рта открыть. Вот не дай бог случится что-нибудь...Так они будут, смахивая слезу, крайних искать и грозить пальчиком с экранов. Для меня скот – люди, получающие заработную плату и наделенные полномочиями, но использующие их не по назначению.

Евгений Гришин, индивидуальный предприниматель:

– Ужасно всё это, конечно. Я не представляю, как больно за раз потерять семью, своих близких... Не думаю, что митинговавшие после пожара люди пытались «пиариться» на этом. Но вчера, просматривая соцсети, я пришёл к выводу, что другие россияне не прочь поднять свой рейтинг на трагедии. Например, было неприятно читать, как наши звезды российской эстрады и некоторые омские личности, пытающиеся привлечь к себе внимание, пишут, мол, «я сегодня плачу весь день». Да это бред сивой кобылы! Почему я так думаю? Да потому что нормальные люди не будут кричать на каждом углу о своих чувствах, слезах. И этим семью, которая потеряла своего ребёнка, мать или отца, не поддержишь. Если бы они лично пошли кровь сдать, то это было бы совершенно другое дело. А так это просто слова.

Игорь Басов, председатель Омского общественного городского Совета:

-Это граждане России, и они имеют право спросить со  "слуг народа" по полной программе, в рамках данных им Конституцией России прав! В том числе и требовать отстранения от должности Прокурора Кемеровской области

Новосибирск:

Владимир Кириллов, руководитель общественной организации «Родительский комитет Новосибирской области»:

– Это общее проявление полнейшей безответственности, оторванности региональных властей и князьков от наступающей вместе с развитием соцсетей и в общем интернета новой для них интерактивной реальности. Ведь посмотрите: так же Городецкий год назад объяснял наши митинги против повышения тарифов ЖКХ «происками оппозиционеров». Два месяца назад Прокуратура области и часть членов общественно-политического блока пыталась представить социальные выступления в Колывани инспирируемыми, цитирую, «известными персонажами» – общественниками из Новосибирска.
В случае в Тулеевым это вообще уже клиника – он глубоко больной человек. Но, очевидно, в силу обязательств перед олигархатом ему нужно оставаться при власти. Власть для чиновников-«технократов», как ярлык на княжение, выдается Путиным. Местное население, народ для них не является носителем власти, как по Конституции. Но народ наш, русский, легко все может поменять. И мы это видим. На колени вице-губернатор уже встал. Если Тулеев еще несколько раз так ошибется, эта участь может ждать и его.

Ростислав Антонов, председатель правления фонда «Гражданский патруль»:

– Я много что по этому поводу думаю. Например, что засиделся Аман Гумирович и пора бы ему на отдых вместе с большинством своих заместителей.
Трагедия в Кемерове произошла прежде всего в результате комплексных недоработок на всех уровнях, начиная от приемки комплекса в эксплуатацию и заканчивая качеством проверок, не говоря уже об уровне подготовки персонала.
При этом за годы правления Тулеева в Кемерове была построена очень жесткая вертикаль власти, крайне нервно реагировавшая на любую общественную активность. Все это порождало ощущение вседозволенности у региональных чиновников, в том числе и по отношению к федеральному центру.
Оскорбительные высказывания господина Тулеева в адрес людей, пришедших к администрации заявить о своей беде, говорят прежде всего об отрыве от реальности либо о попытке ввести в заблуждение федеральную власть, приуменьшив масштаб трагедии.
Понятно, что если оставить все как есть, то выводы никто никакие не сделает, ограничившись ритуальными отписками, а значит, трагедия может повториться.

Дмитрий Холявченко, зам. председателя новосибирского отделения партии «Яблоко»:

– Я думаю, что уровень безответственности власти в Кемеровской области существенно превышает таковой по всей стране. С помощью системы тотального сокрытия информации, PR и федеральных дотаций, направляемых на затыкание социального напряжения и финансирование актов дешевого популизма, тулеевский Кузбасс казался для многих успешным регионом. На самом деле Кузбасс – это самый проблемный регион Сибири с максимальными темпами падения численности населения, депопуляции городов, фальсификации результатов выборов, накопления технологических, экологических, социальных и институциональных проблем, давления на гражданское общество и бизнес. Руководство Кемеровской области существует на одной волне с настолько же неэффективной и коррумпированной федеральной властью и существует, видимо, в отдельном, ими же для себя и придуманном мире, где отсутствуют объективные процессы, а целью существования является не защита интересов региона, а сохранение власти любым путем, тупое выполнение безумных законов, лоббирование конкретных экономических интересов государственных корпораций, олигархов и монополий. Подобное поведение губернатора Кемеровской области – это не более чем очередной индикатор деградации и агонии системы власти в России, которая просто ярче и раньше проявляется в самых неблагополучных регионах.

Андрей Гладченко, председатель новосибирского отделения «Партии прогресса»:

– Я думаю, что Амангельды Молдагазыевич давно выжил из ума. У старика глубокая деменция: говорят, у него сильно пострадала оперативная память, и его каждый месяц заново знакомят с его подчинёнными. Я думаю, что нельзя так издеваться над человеком и держать его ментальную мумию на посту руководителя региона. Но беда в том, что и его преемника тоже ни в коем случае нельзя водружать на этот пост, после того, как последний продемонстрировал себя во время этой трагедии.
В Кемерове налицо нешуточный кризис власти. И я не верю, что Путину удастся достойно разрешить этот кризис.