Омский предприниматель Алексей Бобошко провёл собственное расследование и случайно выяснил: похоже, в муниципалитете собираются поддерживать торговлю сигаретами.
Настоящим экономическим детективом обернулась для индивидуального предпринимателя Алексея Бобошко попытка разобраться, почему в договор аренды закралась ошибка.
Неслучайная ошибка
Уже более 20 лет Алексей Бобошко торгует в своих киосках газетами, журналами, книгами и канцелярскими товарами. В 2015 году изменилось муниципальное законодательство. Владельцам нестационарных торговых объектов (киосков, ларьков, павильонов, палаток) велели перерегистрироваться в окружных администрациях. Бобошко подал документы, и спустя положенное время администрация Центрального округа предложила ему подписать договор. Прочитав документ, бизнесмен увидел в нём ошибку: его киоски числились в договоре как универсальные.
Небольшое пояснение для читателей, которые не занимаются торговлей. Российское законодательство делит торговые предприятия на несколько категорий в зависимости от ассортимента. ГОСТ относит к универсальным предприятия, которые продают самый разнообразный набор товаров – и продовольственных, и непродовольственных. К слову, такие товары для взрослых, как алкоголь и сигареты, тоже считаются продовольствием. Специализированные предприятия торгуют однотипными товарами, которых в общем ассортименте должно быть не менее 80%. Сеть киосков Алексея Бобошко именно такая: она продаёт печатную продукцию.
Бобошко несколько раз просил переделать договор – сначала устно, потом письменно. Но своего так и не добился. «Наплевать и оставить всё как есть» бизнесмен не мог. Во-первых, к разным видам торговых предприятий закон предъявляет разные требования. Во-вторых, Бобошко рисковал оказаться в проигрышном положении, когда окончится срок аренды муниципальной земли под киоски:
– Администрация объявит аукцион, и моими конкурентами за место окажутся «универсальщики», а не такие же «печатники», как я. Силы несопоставимы. Округу выгоднее заработать больше денег, поэтому он отдаст предпочтение сигаретам и шаурме, а не газетам. А ведь в округе у меня есть неплохие места с точки зрения проходимости.
Алексей Бобошко решил бороться до победного конца.
Несъедобные газеты
Предприниматель засел за изучение законодательства. Он внимательно перечитал два поставления мэрии о размещении нестационарных торговых объектов. Вдруг взгляд Алексея Анатольевича зацепился за странные записи в схеме размещения. Специализация одного из киосков обозначалась как «универсальная (продовольственные и непродовольственные товары, печатная продукция)», другого – как «специализированная (общественное питание, печатная продукция)».
Бизнесмен удивился. Любому понятно, что печатная продукция – разновидность непродовольственных товаров. Зачем прописывать её отдельно, если торговая точка – универсальная? Как может киоск иметь два вида специализации, если на один вид должно приходиться не менее 80% ассортимента? Почему мэрия придумывает собственные формулировки, а не берёт их из государственного стандарта?
– Либо чиновники делают это по неопытности, из непрофессионализма. Но не может же быть, чтобы в мэрии работали люди с шестью классами образования! У них явно вузы за плечами! Либо по каким-то причинам чиновники не хотят, чтобы было так, как в ГОСТе.
Заподозрив неладное, Алексей Бобошко проштудировал всю таблицу. Формулировки повторялись несколько раз. Предприниматель выписал все адреса, к которым они относились. Затем открыл электронную карту и проверил, киоски каких сетей по ним расположены. Все адреса указывали на одну сеть – «Дилижанс».
Кому выгодно?
Как давний участник омского рынка, Алексей Бобошко не мог не знать, что на нём происходит. Предприниматель решил свести известные ему факты воедино.
В ассортименте «Дилижанса» есть и пресса, но основной доход сеть получает от продажи сигарет и некоторых продуктов. Зачем успешному предприятию брать на реализацию газеты или журналы, которые не приносят такой выручки? Только ли потому, что большинство павильонов досталось «Дилижансу» от обанкротившейся «Роспечати»?
В России существуют нормативы на обеспечение жителей разными видами товаров. Если предприятия могут продавать больше – на здоровье! Но сужать рынок нельзя, чтобы продукция не оказалась недоступной для части граждан. Действует такой норматив и в сфере, в которой работает Бобошко. В каждом муниципальном образовании должен быть необходимый минимум киосков по продаже печатной продукции.
В 2016 году вышло постановление федерального правительства с новой формулой для расчёта нормативов. Бобошко вновь достал схему размещения и обратился к формуле. С учётом численности населения Омска норматив составил 163 киоска на город. Но специализированных киосков с прессой оказалось всего около полутора сотен. Однако с учётом «Дилижанса» получилось целых 215 штук! Бизнесмен пришёл к выводу: вместо того, чтобы поддерживать настоящие специализированные точки, мэрия выполнила план лёгким путём – сделав акцент на дополнительной деятельности «Дилижанса».
О том, что сеть пользуется покровительством в департаменте экономической политики, предприниматели-конкуренты поговаривали давно.
– Я подсчитал, что за те годы, что действует новый порядок размещения НТО, лишь одна компания выросла на рынке в 4 раза – «Дилижанс». «Бристоль» торгует теми же сигаретами по таким же рыночным ценам. Но у «Бристоля» как было 50 киосков, так и осталось. Не секрет, что «Дилижанс» выигрывает все аукционы на торговые места.
Но когда Алексей Бобошко прочитал один официальный документ, то осознал: за искажением ГОСТ стоит нечто более страшное, чем недобросовестная конкуренция.
Сигареты как социальный бизнес
Федеральное правительство не теряет надежды вернуть России статус самой читающей страны. Чтобы россияне вновь научились очаровываться шелестом страниц и запахом типографской краски, власти решили помогать торговцам печатной продукцией. В апреле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса в этой сфере. На самой первой странице документа Алексей Бобошко прочёл:
– Создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными средствами массовой информации в специализированных объектах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства.
Это означает, что киоски с периодикой получат от властей льготы. Прежде всего это касается самой затратной статьи расходов – аренды площади. Льгота достанется и Бобошко с его газетами, и «Дилижансу» – с его сигаретами. Сеть, процветающая благодаря торговле табаком, в качестве бонуса будет пользоваться всеми привилегиями малорентабельного социального бизнеса.
Алексея Анатольевича это возмутило. Речь идёт не только о спорах между участниками омского рынка, но и о здоровье омичей. Вместо того, чтобы бороться с курением, мэрия помогает сделать сигареты более доступными для широкого круга горожан.
Премьер Медведев как союзник
Конечно, предприниматель пожаловался в антимонопольную службу. Но он понимал: для борьбы за свои интересы следует запастись тяжёлой артиллерией.
– Я решил заручиться разъяснениями авторитетного источника и отправил письмо на имя премьер-министра Медведева. Мне ответил федеральный Минпромторг. Министерство написало: при расчёте нормативов в учёт принимаются только торговые павильоны и киоски, специализирующиеся на продаже печатной продукции. C этим разъяснением я обратился в мэрию. В своём ответе мэрия отчиталась, что изменит специализацию у 64 НТО на универсальную. Поскольку чиновники мэрии признали, что их формулировки не соответствуют ГОСТу, мы отвергаем версию о шести классах образования.
После долгого разбирательства Бобошко добился, чего хотел: его киоски в Центральном округе официально признали специализированными, а киоски «Дилижанса» – универсальными. Однако добавление в скобках «печатная продукция» сохранили. А значит, в истории с льготами для социальных предпринимателей точку ставить рано.
Алексей Бобошко рассказывает: в конце 2017 года представители «Дилижанса» провели встречу с издателями и попросили их подписать письмо в департамент экономической политики. Письмо утверждало, что нужно поддержать эту торгующую периодикой сеть и предоставить ей 50-процентную скидку на аренду. Причём годом ранее муниципалитет лишил специализированные киоски с печатной продукцией 20-процентной льготы.
Кто виноват?
Как говорит Бобошко, за последние пару лет омский малый бизнес постоянно страдает от недобросовестной конкуренции со стороны «Дилижанса». Не раз бывало, что мэрия не разрешала предпринимателям устанавливать в выбранных ими точках киоски, а потом там вырастали павильоны «Дилижанса». По словам Бабошко, ради этой сети муниципалитет даже отменил запрет ставить киоски на газонах. Это произошло после случая, когда «Дилижанс» пристроил свой ларёк на траве в «рыбном месте» – возле остановки на улице Рабиновича.
Но Алексей Бобошко обвиняет в происходящем не «Дилижанс»:
– Корни закопаны поглубже. «Дилижанс» – не причина, а следствие. «Причина» сидит в департаменте экономической политики. В среде предпринимателей говорят о том, что замдиректора департамента Щелконогов – друг владельца «Дилижанса».
Прав ли Алексей Бобошко в своих подозрениях относительно представителя департамента Михаила Щелконогова и владельца сети «Дилижанс» Дмитрия Усенко, мы не знаем. Истину пусть устанавливают органы, в чьи обязанности входит следить за законностью в отношениях власти и бизнеса. Главное же, о чём стоит побеспокоиться властям, – не допустить, чтобы в пользующихся социальными льготами павильонах продавались сигареты.
Фото: из открытых интернет-источников